"Независимо от того, с каким знаком мы относимся к нашей власти, мы твердо знаем, что ради своих политических целей она всегда готова пожертвовать любым количеством чужих жизней", - считает автор статьи, петербургский историк Александр Скобов.
Сегодня все, кому доводится публично высказываться о событиях в Беслане, будь то известные общественные деятели или случайные прохожие, которым на улице задают вопросы журналисты, все они повторяют на разные лады одну и ту же вещь: никакие цели, никакие причины не могут оправдать тех, кто захватывает в заложники детей и тем ставит их жизнь на кон в своей игре или борьбе. Этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах, никому и никогда.
Есть так называемые азбучные, неоспоримые, самоочевидные истины. Аксиомы, не требующие доказательств. К таким истинам относится и приведенное утверждение. Но если эта истина самоочевидна, почему ее столь настойчиво повторяют как заклинание?
***
Все представители властей в один голос заявляют: штурм не планировался и не готовился, не мы первые "нажали на кнопку". Несколько сбивчивых и противоречивых версий представленных общественности сводятся к трагической случайности. Не то кто-то из террористов плохо примотал бомбу скотчем и она отклеилась, не то кто-то споткнулся о растяжку, не то среди террористов возник конфликт.
Может ли это быть правдой? Да, может. Любой захват заложников неизбежно связан с огромным риском какой-нибудь такой случайности, и организаторы захватов несут полную ответственность за этот риск. Но почему же тогда эти версии вызвали, мягко говоря, сомнение у очень многих? Почему появляются все новые комментарии, указывающие на многочисленные неувязки в версиях, озвученных официальными СМИ? Почему множатся совсем другие версии, вплоть до того, что вся бесланская трагедия была изначально спланированной провокацией спецслужб?
Заглянем в себя. Дело не только в том, что мы заведомо не доверяем словам нашей власти, которая умудряется врать нам всегда или почти всегда. В конце концов нестыковки в свидетельствах очевидцев вполне естественны в той обстановке. Главное в другом: все мы в глубине души понимаем, что и штурм, и даже провокация тоже могут быть правдой. Независимо от того, с каким знаком мы относимся к нашей власти, мы твердо знаем, что ради своих политических целей она всегда готова пожертвовать любым количеством чужих жизней.
***
Вообще, после всего случившегося тот поток вранья, изворачивания, топорных фабрикаций, который изливали на нас представители власти разных уровней все прошедшие после трагедии в Беслане дни, кажется настолько мелким и не имеющим значения, что о нем даже как-то стыдно говорить. Но есть одна главная, фундаментальная ложь, озвученная на весь мир высшими должностными лицами государства: России объявили войну, на Россию напали. А между тем, эту войну начала сама Россия, когда пять лет назад ее правители в рейтинговых целях решили железом и кровью вернуть под российскую власть отделившуюся Чечню. Спросите их военных аналитиков, что говорит их наука и мировой опыт? Какой процент гражданского населения погибает при силовом подавлении сепаратистского движения? Какой процент чеченских детей они изначально списали в расход, высокомерно отказавшись от переговоров и компромиссов?
А теперь спросим себя. Кто из нас, российских граждан, перед Божьим судом сможет сказать, что ничего не знал о происходящем в Чечне? О десятках тысяч погибших в результате бомбежек, артобстрелов и карательных "зачисток"? О тысячах схваченных и исчезнувших (или найденных потом по частям)? О сотнях тысяч беженцев? О пытках в фильтропунктах и издевательствах на блокпостах? Не знали, как немцы не знали о концлагерях и газовых камерах при тоталитарном режиме?
Но у нас сейчас еще не тоталитарный режим. И те немногие, кто пытается обо всем этом сказать обществу, пока в подвалах Лубянки не исчезают. Их просто не хотят слушать. Одни - чтобы не расстраиваться, другие - потому что им это безразлично. А самое главное - большинство из нас, кто осознанно, кто подсознательно, считает, что нам так можно. Во-первых, потому что это мы. А во-вторых, потому что это все делается от имени и во имя государства. Государству - можно.
Поэтому азбучная истина о том, что нельзя убивать детей, для нас вовсе не самоочевидна и не универсальна. И повторяем мы ее сегодня для того, чтобы зверствами террористов оправдать убийства чеченских детей нашим государством. Точно так же, как террористы российскими зверствами в Чечне оправдали убийство наших детей.
***
Так может пора понять, что убийство детей, убийство невооруженных людей вообще, насилие и издевательство над ними действительно не имеют никаких оправданий ни для кого? И что наши правители ничем не лучше террористов, захвативших школу в Беслане. И что не может быть никакой поддержки власти, втянувшей нас в преступную войну, залившей кровью чеченскую землю, породившей на ней незнакомых с человечностью мутантов и подставившей наших детей. Власти, которая до сих пор считает доблестью свою тупую решимость и дальше вести нас от катастрофы к катастрофе.
Может пора понять, что война в Чечне должна быть немедленно прекращена? Не для того, чтобы откупиться от беспощадных мутантов. Не только для того, чтобы остановить конвейер, производящий рекрутов для тех, от кого вообще не откупиться. Главное - чтобы самим перестать делать то, что делать нельзя никому и никогда.
Поэтому идите и договаривайтесь с вооруженными сепаратистами. Не можете с ними разговаривать? Тогда просто уйдите из Чечни. Отгородитесь от нее бетонной стеной, как предлагают некоторые националисты. Не хотите? Не надеетесь на бетонную стену? Боитесь выплесков вдогонку? - Правильно делаете. Нехорошо нагадить и уйти, не убрав. Поэтому идите и договаривайтесь. С Масхадовым, с Басаевым, с чертом, с дьяволом, с Бен Ладеном, с любым, кто захочет договариваться с нами.
Сепаратисты должны получить гарантированную возможность добиваться создания независимого чеченского государства не с помощью оружия, а через голосование своего народа. Свободного голосования без жульничества и давления, когда народ уже не будет озабочен исключительно выживанием в условиях всеобщей разрухи и оккупационно-террористического режима. Но чтобы вступить на этот путь, необходимо признать саму возможность создания чеченского государства. Нужно признать право народа Чечни на самоопределение. Признания этого права требует элементарная справедливость. Это не уступка террористам. Это отдача долгов.
Договориться на подобной основе с чеченским Сопротивлением можно было давным давно. При желании с нашей стороны. Так не пора ли потребовать от нашей власти, чтобы она, наконец, сделала это, и, если потребуется, вынести из Кремля тех, кто будет преступно этому противиться?
Александр Скобов, историк, преподаватель С.-Петербургской классической гимназии N 610