Образ и подобие врага

11 сентября 2004 в 12:07
Образ и подобие врага

Виновных в бесланской трагедии нашли на Западе

 

После двенадцатичасового боя бойня в Беслане закончилась. Сборный спецназ ФСБ, ГРУ ГШ, осетинская милиция, МВД, 58-я армия при поддержке танков и ударных вертолетов Ми-24 сумели в конце концов подавить сопротивление 30 боевиков-террористов. 10 офицеров спецназа ФСБ убиты, 30 — ранены. Из тысячи двухсот заложников только примерно 10 процентов были спасены невредимыми, остальные убиты, ранены, пропали без вести. Короче, поражение, разгром и провал.

      

Совсем недавно Владимир Путин и его любимый министр обороны Сергей Иванов утверждали, что военная реформа успешно завершена, что ФСБ, МВД, пограничники и военные готовы к совместным действиям против террористов. Летом были проведены специальные маневры на Дальнем Востоке, где переброшенные по воздуху с другого конца страны разнородные подразделения с ходу условно разбили в пыль несколько сотен условных террористов. Реальная же картина проявилась в Беслане, до того — в Ингушетии. Во время Дубровки в 2002-м тоже были беспорядок и дезорганизация, но с тех пор все стало только хуже.

      

С боевиками все понятно. Террористы, устроившие резню в Беслане и подставившие детей, не вызывают ни сочувствия, ни понимания. Зато с боевой подготовкой и организацией у них полный порядок. Представители спецслужб, кстати, утверждают, что Чечня с Ингушетией могут шутя выставить хоть завтра 30—40 боевых групп, как в Беслане. У нас же остались только «Альфа» с «Вымпелом», да и те теперь понесли потери.

      

Потому все в стране с нетерпением ждали, когда Путин наконец выступит и расскажет народу, а не иностранцам, не иорданскому королю Абдалле, что, собственно, случилось и что делать дальше. В субботу — дождались. В неясных, но грозных выражениях Путин пообещал укрепить силовым путем единство страны, создать некую эффективную антикризисную систему управления. То есть силовиков в очередной раз усилят. При Путине ФСБ уже несколько раз усиливали да реорганизовывали, только пользы не видно.

      

Обещают на Кавказ назначить, как в царские времена, наместника — вице-премьера с особыми полномочиями. Но туда таких вице-премьеров уже назначали без всякого толка. Российская бюрократия, особенно при Путине, в принципе не способна реально делегировать власть по горизонтали на места. Назначенный «наместник», оторванный от центра принятия решений в столице, вынужден постоянно циркулировать между Москвой и регионом, будучи чужим и там, и тут. Обычно подобные чиновники достаточно быстро находят личную делянку по части осваивания федеральных сумм и кормятся с нее, дожидаясь неизбежного перевода на другое место службы.

      

Усиление силовой борьбы с терроризмом сведется, надо полагать, к полному восстановлению советского института прописки на радость всем милицейским взяточникам. Президент прямо признал, что наши правоохранительные органы, судебная система вконец разложились и коррумпированны. Знает — и выделяет им дополнительный корм.

      

Можно также ожидать новых репрессий, усиления произвола спецслужб и милицейских, сворачивания остатков гражданских свобод, ликвидации последних подлинно независимых СМИ. Журналист, конечно, — удобная цель для наших разложившихся силовиков, не то что настоящий террорист.

      

Впрочем, отечественные журналисты и террористы, оказывается, лишь пособники истинного врага. Президент заявил, что некие иностранные государства «полагают, что Россия как одна из крупнейших ядерных держав еще представляет для них угрозу. Поэтому эту угрозу надо устранить. И терроризм — это, конечно, только инструмент для достижения таких целей».

      

Президента дополнил его советник Асламбек Аслаханов, который объявил в понедельник, что террористы в Беслане получали приказы из-за рубежа. «У них переговоры были не из России, из-за рубежа. Ими управляли, — сказал Аслаханов. — То желание наших «друзей» в кавычках, которые, наверное, не один десяток лет проводят огромную, титаническую работу, направлено на то, чтобы расчленить Россию. Эти люди капитально потрудились, и то, что финансирование идет оттуда и что они являются кукловодами, это понятно».

      

Выходит (по Путину и Аслаханову), что именно Запад организовал бойню в Беслане. Международные исламские террористы в «друзья» нам не навязывались и наш ядерный потенциал не считают угрозой — он создавался против Запада, против США. Так президент именно США имел в виду или японцев, китайцев, ЕС с НАТО — кого?

      

Японские, китайские и датские шпионы готовят и руководят терактами, а мы в ответ должны сплотиться вокруг своего вождя, который то ли не знает, что говорит, то ли пытается вызвать дополнительную паранойю и ксенофобию в населении, как, скажем, в сталинское время, когда темные внешние силы и их внутренние пособники были виноваты во всем. В России переписывают в советских традициях школьные учебники истории, по гостелеканалам в конце августа шли потоком передачи, оправдывающие пакт Молотова—Риббентропа и секретные протоколы к нему, а также преступную политику Сталина, приведшую к катастрофе 22 июня 41-го.

      

Куда ведет нас Путин? Он заявил в субботу, что «несмотря на все трудности, нам удалось сохранить ядро этого гиганта — Советского Союза. И мы назвали новую страну Российской Федерацией». То есть могли назвать и по-другому, а скоро, может, вправду переменят имя, как гимн.

      

Оказывается, Россия — «новая страна», а не историческая основа для строительства национального государства русского народа (совместно с другими желающими жить вместе народностями). Россия, выходит, имеет смысл только как «ядро СССР», из которого, очевидно, должно прорасти со временем новое наднациональное гособразование советского типа.

      

Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР, обозреватель «Новой газеты»

© Kavkazcenter.com 2020