Одна из вещей, которые в России остались неизменными с советских времен, – это стремление властей к замалчиванию в ситуациях катастроф.
Так было с первым президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-м. Так же было и с президентом Путиным во время аварии "Курска" в 2000-м. То же происходило и в первые дни массового убийства в школе на юге России.
Пока телевидение следовало рекомендациям не злоупотреблять страшными кадрами из Беслана, представители власти занижали количество погибших и преувеличивали эффективность действий спецслужб в противостоянии с террористами.
Когда президент Путин наконец вышел из укрытия в субботу, чтобы справиться с растущим народным гневом, он выступил по телевидению со словами: "То, что произошло сейчас, – бесчеловечное, беспрецедентное по своей жестокости, преступление террористов: Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России".
Он не сказал, что террористы требовали окончания войны в Чечне. Очевидно, что в интересах Путина было представить захват заложников как событие, связанное с международным терроризмом, а не с освободительным движением внутри страны.
В условиях, наиболее за все пять лет его президентства близких к дестабилизации, Путин апеллирует к Западу, особенно к США, в поисках поддержки в создавшемся кризисе. В своем телевизионном обращении Путин упомянул опасения за рубежом в отношении российской ядерной угрозы, которую "надо устранить".
У США есть веские причины беспокоиться по поводу нестабильности России. По мнению профессора Гарварда Грэма Эллисона, высказанному им в книге "Ядерный терроризм. Мировая катастрофа, которую можно предотвратить", 90% ядерного топлива за пределами США находится на территории бывшего СССР. Из-за большого количества ядерных материалов, плохой системы безопасности и засилья коррупции Россия представляет очень большую угрозу.
Программа Нанна-Лугара, разработанная для финансовой помощи в уничтожении российского ядерного вооружения, была не очень эффективной при администрации Буша. Но правительству Буша, возможно, стоило бы больше внимания обратить на опасности небрежного хранения ядерного оружия в нестабильной стране
Christian Science Monitor
Инопресса