Захват школы в Беслане, взрыв двух российских самолетов и теракт смертницы в Москве вызывали безусловное осуждение руководства Чеченской Республики Ичкерия. Мы заявляли и заявляем, что не может быть никаких оправданий террору против ни в чем не повинных граждан, и что такие действия препятствуют международному признанию независимости Чеченского государства.
Но было бы бесчестно по отношению к погибшим, и безответственно по отношению к живым, если, осудив убийц, мы не назвали политических причин трагедии и не попытались, пусть и без особой надежды на успех, в очередной раз призвать мир осудить политику, в результате который такие трагедии становятся не только возможными, но и неизбежными.
Президент Путин в своем выступлении пытался возложить ответственность на внешние силы. В действительности же, причиной трагедии в Беслане и всего бесконечного цикла насилия в Чечне и вокруг нее является политика самого Путина, режим которого виновен в самых массовых преступлениях против человечности в Европе со времен второй мировой войны.
Люди, совершающие теракты в Чечне и вокруг нее, делают это не из религиозного фанатизма или абстрактной политической идеи. Как правило, ими движет чувство личной мести, порожденное гибелью их близких от рук русских солдат в той атмосфере безнаказанности, с которой Россия продолжает осуществлять геноцид чеченского народа.
Чеченцы, как никто другой, понимают что значит быть бессильной жертвой бессмысленной и злобной жестокости. Четверть нашего населения, включая более 40 тысяч детей, была истреблена за последние десять лет. Каждый чеченец знает, что в глазах расистского режима в Кремле мы являемся людьми второго сорта, не имеющими права на жизнь, достоинство и свободу. И мы убедились в том, что высокие ценности, провозглашенные Западом, взявшим Путина в союзники, – демократия, права человека, свобода, – в отношении нас являются пустым звуком.
Но российские зверства, международное попустительство и западное предательство вовсе не означают, что мы должны воевать против детей и женщин. Чеченцы, участвующие в подобных акциях, ставят себя на одну доску с русскими солдатами, виновными в массовых и систематических зверствах против мирного населения Чечни.
Нас ждут тяжелые времена. Вместо того, чтобы откликнуться на наш призыв к политическому решению чеченского конфликта, г-н Путин, по всей видимости, готов ответить на действия безумцев, устроивших бойню в Беслане, расширением карательных акций против мирных чеченцев. Но, как уже не раз доказала история, в конце концов военных преступников и организаторов геноцида ждет скамья подсудимых, их покровителей – позор, а нас - свобода.
Если мы хотим сохраниться как народ, сохранить моральную правоту нашей борьбы, мы должны решительно отмежеваться от тех немногих, кому чувство мести затмило разум. Поэтому, я призываю всех чеченцев оплакивать невинно погибших и от имени чеченского народа выражаю соболезнование их семьям. Они, как и сотни тысяч убитых чеченцев, в одинаковой степени стали жертвами преступной и безумной российской политики на Кавказе.
Президент Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов