Что хорошо для Путина, то плохо для России
Прошлой осенью российское правительство взялось наказывать Михаила Ходорковского и его нефтяной гигант ЮКОС за предполагаемую неуплату налогов и, что более серьезно, но формально совершенно легально, - причастность к антикремлевской политике. Где-то по дороге Путин также решил, что нефтегазовой отраслью должен руководить Кремль, то есть только его друзья, пишет сегодня в редакционной статье The Wall Street Journal (Полный перевод на сайте Inopressa).
Разгром ЮКОСа оказывается ключевым в борьбе за возвращение государству контроля над энергией. Учитывая послужной список Путина, это не удивительно. За четыре года, проведенные им у власти, Кремль заткнул рот независимым СМИ и политикам, заставил ведущих бизнесменов присягнуть ему на верность или ответить за последствия, отмечает издание. Друзья Путина заменили технократов на ключевых постах в огромном контролируемом государством предприятии "Газпром" и электроэнергетической монополии РАО ЕЭС.
Циники в России и за границей скажут вам, что российская экономика, как и экономики Ирана и Алжира, слишком зависима от углеводородного сырья, чтобы оставлять его в частных руках. Конечно, авторитарные инстинкты Путина наводят на мысль об этих странах. Но Кремлю придется нелегко, когда надо будет оправдывать возвращение государственного контроля национальными интересами или здравым смыслом.
Об этом редко говорят в России, но ЮКОС и другие частные нефтяные компании воскресили российский энергетический сектор, а вместе с ним и экономику. Приобретя свои компании на сомнительных распродажах 1990-х годов, нефтяные олигархи вложили средства и сделали устаревшие советские предприятия конкурентоспособными.
Стирая с лица земли ведущую компанию страны и увеличивая налоги на другие нефтяные фирмы, Путин теряет престиж за границей. Иностранные инвесторы напуганы: если может погибнуть ЮКОС, то кто надежен? Будь это Чечня, где вчера прошла инсценировка «выборов», организованная Москвой, свободные СМИ или нефть, Путину по душе жесткий контроль. Но то, что хорошо для человека в Кремле и плохо для ЮКОСа, плохо и для России", заключает The Wall Street Journal.