Путин на перепутье: Быть СССР или не быть?

26 августа 2004 в 18:18
Владимир Путин использует тайм-аут, который взял Запад после завершения расширения НАТО и ЕС, для того, чтобы выстроить функционирующую модель интеграции для постсоветского пространства. После того как во время его первого президентского срока процесс быстрого воссоединения с Белоруссией не удался, в начале второго срока глава Кремля пытается провести интеграцию с Украиной. Пока все постсоветские модели интеграции оказывались неудачными, поскольку бывшие советские республики не хотели проводить их в жизнь.

Территориальные претензии отдельных государств друг к другу по-прежнему остаются. Как раз в эти дни происходит эскалация конфликта между Россией и Грузией из-за Южной Осетии и Абхазии - двух грузинских провинций, сепаратистски настроенные лидеры которых хотят присоединиться к России. До сих пор страны СНГ не хотели по-настоящему тесных отношений с Москвой. Президенты новых независимых государств едины лишь в одном - в неприятии западной критики по поводу недостатка демократии в их странах.

Запланированное прекращение сотрудничества стран СНГ с ОБСЕ, которая из организации, занимающейся вопросами безопасности, все больше превращается в организацию правозащитную, вписывается в этот контекст, пишет влиятельная немецкая газета Die Welt (перевод на сайте Inopressa.ru). Однако без консолидации постсоветского пространства в соответствии со своими представлениями Москва не сможет вернуть себе статус мировой державы. России нужны союзники и тесные экономические партнеры. Путин считает, что должен действовать, не дожидаясь, пока российское "ближнее зарубежье" окажется в сфере влияния ЕС, США или Китая.

В одном из последних своих выступлений он упрекнул влиятельные зарубежные силы, которые, по его словам, распространяют свое влияние на территорию бывшего СССР. Не удивительно, что Москва критически относится к новой стратегии соседства Европейского союза, поскольку предполагает, что за ней скрывается цель отколоть от России такие страны, как Украина, Молдавия, Белоруссия и Грузия. Однако начинать открытое состязание с Западом в то время, как процессы трансформации в России зависят от внешней поддержки, по мнению Путина, будет неразумно.