В катастрофах двух пассажирских самолетов в России косвенно отслеживаются события 1999 года, когда накануне вторжения в Чечню в российских городах были взорваны жилые дома. Тогда лубянским пропагандистам удалось направить мнение российского обывателя в нужное русло, хотя существовало немало причин для подозрений в причастности к этим терактам российских спецслужб, особенно после провала ФСБ с так называемыми «рязанскими учениями».
Очевидно, что после успешных операций чеченских моджахедов, а также усилившихся антивоенных настроений в России, «антитеррористический» жупел кремля нуждается в обновлениях. Нельзя в этой связи полностью отрицать, что взрывы самолетов были совершены с целью отвлечь внимание от событий в Чечне накануне планируемой кремлем инсценировки с так называемыми «выборами президента».
Чеченская сторона определила свою позицию в связи со взрывами российских самолетов в заявлении Генерального представителя президента ЧРИ Масхадова Умара Ханбиева –
«Чеченская сторона никогда не прибегала к террористическим акциям для решения политических проблем в отличие от российской стороны, и не в пример кремлевскому режиму, ищет пути мирного урегулирования Русско-Чеченской войны в рамках цивилизованного международного права.
Президент и правительство ЧРИ игнорируют и будут в дальнейшем игнорировать любые подозрения или кощунственные обвинения в адрес Чеченского государства и его Вооруженных Сил, с российской или с чьей-либо иной стороны в связи с террористической деятельности ФСБ (или иных спецслужб РФ), техногенных катастроф и природных катаклизмов».
Тем не менее, бывший руководитель УФСБ по Москве и Московской области Евгений Савостьянов, (кстати, один из организаторов провального штурма «оппозицией» Грозного 28 ноября 1994 года танковыми подразделениями Таманской и Кантемировской дивизий), высказался в пользу версии, что ночная трагедия - дело рук террористов, (намекая на чеченцев).
«Скорее всего, речь идет действительно о теракте», - заявил он в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», говоря о возможных причинах катастрофы двух российских самолетов. По мнению Е.Савостьянова, речь может идти о «синхронизированном теракте, проведенном хорошо подготовленной группой террористов, возможно, с участием камикадзе».
Савостьянов заметил, что подобные выводы позволяют делать сообщения о том, что с одного из разбившихся самолетов поступал сигнал о захвате, а на другом самолете, по некоторым данным, произошел взрыв. Однако официальный представитель Центра общественных связей ФСБ РФ Сергей Игнатченко опроверг версию о захвате, и сообщил, что не располагает сведениями о возможном захвате потерпевших катастрофу самолетов в Тульской и Ростовской областях.
«Предварительно, нет оснований, говорить о возможном захвате воздушных судов», - сказал он.
Игнатченко также утверждал, что после осмотра фрагментов разбившихся самолетов якобы никаких следов теракта не обнаружено. Основной версией ФСБ по состоянию на вечер 25 августа остается нарушение правил эксплуатации воздушных судов, хотя уже известно, что сразу после исчезновения самолетов с экранов радаров, Центр управления полетами авиакомпании «Сибирь» получил телеграмму от начальника смены военного сектора Главного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. В телеграмме говорилось:
«24.08.04Г В МОСКОВСКОМ ЗЦ И РОСТОВСКОМ ЗЦ ОДНОВРЕМЕННО ПРОПАЛИ ОТМЕТКИ ОТ ТУ154 И ТУ134. НА ОДНОМ СРАБОТАЛА СИГНАЛИЗАЦИЯ О ЗАХВАТЕ. ПРОШУ УСИЛИТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ В АЭРОПОРТАХ ВО ВРЕМЯ ДОСМОТРА ПАССАЖИРОВ И ПОСАДКИ ИХ В САМОЛЕТ».
Что заставило официальных представителей ФСБ столь скоро отказаться от собственной версии теракта, когда даже взрыв бытового газа в квартире до сих пор рассматривался ими, как террористическая акция, остается вопросом.
Возможно ответ на этот вопрос содержится в комментарии произошедшего чеченским министром Ахмедом Закаевым, который в интервью одному из российских изданий сказал –
«Я исхожу из того, что российским властям не выгодно выдвигать версию чеченцев. По их сценарию война закончена, там идет налаживание мирной жизни, отмечаются надуманные праздники и в этой ситуации заявлять о чеченцах, как о какой-то силе, которая еще способна что-то предпринять против России в Москве…Я жду, что российские спецслужбы найдут «грузинский след».
Российским силовикам нужна именно такого рода акция, чтобы начать массированную бомбардировку Грузии. И я не удивлюсь, если сегодня или завтра кто-то из представителей спецслужб сделает подобное заявление… Вспомните, российско-чеченская война началась с взрывов домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, хотя до сих пор ни прямо, ни косвенно, причастность чеченцев к этим преступлениям не доказана. И, тем не менее, война идет уже шестой год».
Ахмад Ичкерийский,