Джадидизм, реформаторское движение в области школьного образования, возникшее во второй половине 19 веке среди тюркских народов российской империи. Начало движения связано с введением в мектебах и медресе (религиозных школах) так называемого звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного. Само слово джадидизм происходит от арабского «усул-и джадид», т.е. новый метод.
Движение стали называть джадидизм. в противовес кадимизму («кадим» - «старый»). К 80-м гг. 19 в. джадидизм оформился в общественно-политическое движение. Джадидисты стали критиковать приверженцев традиционного Ислама, называя их фанатиками, и выдвигали лозунги так называемой религиозной реформы.
С 20-х годов прошлого века джадидисты ушли в тень и не проявляли себя сколько-нибудь активно, а само движение превратилось в одну из сект тюркоязычных мусульман российской империи, которой тайно покровительствовала сначала царская охранка, а затем и большевистский режим.
Ситуация изменилась в последние годы. И связано это с тем, что джадидизм теперь взят на вооружение российской властью, вернее представителями этой власти на местах в лице пророссийских политических элит в тюркоязычных республиках.
Так в Татарстане джадидизм продвигается на уровне президента Шаймиева. Новые апологеты некогда реформаторского движения в области школьного образования превратили его в некий религиозный суррогат, который должен, по их мнению, ни много, ни мало – реформировать Ислам (Субхьанулла…).
Миссионером новой религиозной секты стал советник президента Татарстана некто Хакимов. Из запыленных архивов вытаскиваются документы якобы подтверждающие, что татары уже давно стремились реформировать Ислам (Субхьанулла…) Даже подыскали новую «Мекку». Под «святыню» определен древний город Булгар. Это же до какого ширка надо дойти, чтобы штамповать новые святыни? Впрочем, это слово кажется незнакомо авторам «реформ».
В любых действиях надо искать суть, первооснову. Средствами массовой пропаганды джадидизм подается, как нечто реформаторское, призванное повести татар в «европейскую цивилизацию». Априори утверждается, что Ислам устарел и требует реформ. То есть, по сути, выдвигается утверждение, что Аллах, Творец всего сущего, как бы не продумал ситуацию до конца, не углядел, и вот теперь Хакимов предлагает подправить Бога (Субхьанулла…), «в соответствии с современностью».
Апологеты джадидизма объясняют свои идеи еще и тем, что фундаментальный Ислам слишком труден для понимания, например, для «наших соседей православных». Или безбожников.
Трудно им, и особенно власть предержащим, понять, что есть и другая религия, иные правила, традиции и устои жизни. Что не все, к примеру, считают правильным целовать руку патриарха, которого во главе паствы поставила ФСБ.
Очевидно, что, как и власти метрополии, местной псевдонациональной марионеточной элите так же нужна «своя» религия, чтобы обезопасить себя и свое положение от ненужной активности народа, который все чаще обращает свой взор к истинной религии. Поэтому можно предположить, что джадидизм в Татарстане будет насаждаться ударными темпами.
Впрочем, вряд ли джадидизм, как и другие подобные суррогатные псевдо идеи, найдут сколько нибудь значительное количество приверженцев среди правоверных мусульман. Сейчас среди народа как никогда велика тяга к первоисточникам, к тому, что составляло фундаментальные основы веры.
Фаттах Татарский, Казань.