Российский президент Путин не далее как в прошлом месяце, во время своего визита в столицу Узбекистана, город Ташкент, заявил репортерам, что "российские официальные лица, правительство и чиновники экономического ведомства не заинтересованы в том, чтобы такая компания, как 'ЮКОС', обанкротилась". Но вот теперь компании "ЮКОС" грозит банкротство, пишет американская газета "The International Herald Tribune".
Заявления г-на Путина, что он не станет вмешиваться в действия системы правосудия в деле о банкротстве, не заслуживают доверия. Арестовать г-на Ходорковского приказал Кремль, и г-н Путин имел прямое отношение к выбору момента для ареста г-на Ходорковского и к характеру предъявленных ему обвинений.
Даже ключевые министры РФ - в самом последнем случае министр финансов Герман Греф - публично признали, что обвинения против г-на Ходорковского являются, по крайней мере, частично, политически мотивированными. Путин никогда не имел намерения позволить компании "ЮКОС" остаться целой и невредимой, но сделал свое примирительное заявление в циничной попытке своими высказываниями поднять цену акций этой компании.
А по ходу дела г-н Путин хотел вознаградить за лояльность своих друзей и сторонников, которые смогли бы получить значительные барыши от своевременного вложения денег в российские ценные бумаги.
Власть г-на Путина ограничивают другие обитатели Кремля - является для рынков самым тревожащим, по сути, заставляя думать о том, что неизвестные силы принимают касающиеся рынка решения и оказывают значительное влияние на будущий деловой климат России. К сожалению, этот вариант звучит более правдоподобно.
Он мажет дегтем г-на Путина и его правительство, предполагая, что они коррумпированы, а как раз этого наблюдателям за рынками признавать не хочется. Однако стоит вспомнить, что бывший российский премьер-министр Михаил Касьянов, прозванный Миша Два Процента за ту долю, которую он якобы брал себе с любой сделки, к которой имел касательство, оставался во власти и был близок к Кремлю на протяжении почти всего первого президентского срока г-на Путина, гораздо дольше, чем ожидали наблюдатели.
Мрачная тень, которую это подозрение бросает на веру инвесторов в то, что Кремль желает создать в России деловой климат с равными условиями для всех бизнесменов, может, в конце концов, привести к тому, что их кредит доверия истощится, а это обойдется экономике России значительно дороже.