Спустя пять после начала русско-чеченской войны Россия получила весьма плачевный результат своих действий. В самой Чечне сопротивление не ослабевает, конфликт усугубляется, и уже давно перешел ту грань, когда был возможен компромисс типа «Хасавюртовских соглашений». Российская партия войны долго проклинала «предателей», которые не дали бравым воякам добить «чеченов» в первую войну. Но теперь то всем стало ясно, что так называемые «предатели» спасли тогда «честь мундира» российской армии. Генерал Лебедь прямо признавал, что в освобожденной моджахедами чеченской столице, в 1996году готовился парад российских военнопленных, подобно тому, что устроил Советский Союз с немцами. Позор был бы нешуточный, и одно это уже оправдывало для русских мирные соглашения с Масхадовым.
Но сегодня кремлевский режим сам себя загнал в тупик, выхода из которого при существующем режиме нет, по крайней мере, в ближайшие годы. А ведь война продолжается уже пять лет, и по времени это сопоставима со Второй мировой войной. Если же добавить два года первой войны - то это почти уже афганская эпопея.
Война имеет свою логику развития: с течением времени в конфликт втягивается все больше и больше народов, стран и территорий, не говоря уже о разных групповых интересах. Война не может долго существовать в одной фазе: она или гаснет, с поражением одной стороны, или имеет тенденцию к расширению. В нашем случае мы явно имеем второй вариант.
Военная операция призванная «искоренить терроризм» в Чечне привела к тому, что вся Россия сегодня превращается в арену ответных действий. Чеченский народ, настолько «освободили» - что он готов на что угодно, лишь бы избавиться от России.
Запад пока спекулирует на русско-чеченской войне, добиваясь от России невиданных уступок, в обмен на свое молчание. Вместе с тем, почти наверняка идет черновой процесс накопления материалов по Чечне: придет день - и политическая необходимость вмиг превратит западные правительства в поборников прав человека и защитников угнетенных народов. В первую очередь конечно чеченского, который «оказывается, подвергся геноциду!», «и это в Европе, в 21 веке!».
Но сегодня не время, и Запад пока молчит. А война, тем временем, медленно но верно расползается по Кавказу и России.
В стратегическом отношении самые уязвимые республики - это Дагестан и Ингушетия. Это и географическое положение - они ближайшие соседи Чечни. Это и внутренняя ситуация в самих республиках, далекая от стабильной.
Тот факт, что расширение конфликта уже в реальности грозит целостности России, очевиден и аргументы Москвы о том, что война затевалась с целью спасти Россию уже мало кого убеждают.
Удивляет политическая близорукость руководства Дагестана и Ингушетии. Существующая система власти в Дагестане сохраняет формальное межэтническое перемирие в республики, тогда как в реальности ситуация настолько взрывоопасна, что пожар может полыхнуть в считанные дни. Диверсионные подразделения дагестанских моджахедов проявляют себя все активнее и решительнее. И судя по всему, ситуация будет развиваться по нарастающей.
В Ингушетии же свои проблемы, которые начали обостряться после назначения на должность креатуры ФСБ Зязикова. Главная - это чеченские мухажиры, которых руководство России приказало отправить обратно в Чечню. Приказ Москвы практически выполнен и… республика лишила себя последнего аргумента в пользу нежелательности войны на ее территории.
В последние пару лет в Ингушетии активно проводится политика похищений и убийств. Эскадроны смерти ФСБ, ГРУ, кадыровцы, осетинские вооруженные группировки с мандатами российских спецслужб и прочие формирования хозяйничают в Ингушетии с полного попустительства и бесхребетности Зязикова.
Российские спецслужбы проводят так называемые «адресные зачистки» в «подозрительных» домовладения» и забирают всех по принципу - там разберемся, и зачастую просто расстреливают в собственных домах ни в чем не повинных людей.
Ингушское МВД убило десятки жителей Чечни, в основном молодых людей, во время различных рейдов и т.п. мероприятий. Делалось (и делается) это просто: по ним открывают огонь на поражение, а потом подкладывают гранату - якобы это были смертники. Сотни людей захвачены в заложники, многие просто исчезли и об их судьбе нет никаких сведений.
Активизировалась и борьба с верующими. В основном это молодежь, которую обвиняют в «ваххабизме». Дело дошло до того, что муфтият Ингушской республики запретил людям молиться там, где они хотят и как они хотят. Ко всем этим, вроде бы религиозным, спорам подключаются власти, что отнюдь не способствует умиротворению страстей.
Не дремлет и оппозиция московскому назначенцу Зязикову. В республике нарастает недовольство нынешним руководством. В вину ему ставится коррупция и плохая экономическая ситуация, слабость власти и отсутствие хоть какой-то самостоятельности от Москвы, размещение большого количества российских войск, поощрения убийств и похищений людей и многое другое.
Результатом всего этого стали события 22 июня, когда попытка марионеточного зязиковского режима спрятать тотальный беспредел в республике за ширмой лживых заявлений и телевизионного вранья, стоило Ингушетии несколько сотен убитых и раненых.
Руслан Измайлов, Назрань.