На этой неделе российские СМИ вовсю раскручивали добровольную явку с повинной Сиражудина Рамазанова – бывшего председателя правительства исламской республики Дагестан. Было заявлено, что властям сдался очередной раскаявшейся «идеолог дагестанского ваххабизма и сепаратизма», которого замучила тоска по родине и жалкое прозябание в странах Ближнего Востока. До С. Рамазанова властям сдался Адалло Алиев, а на российско-азербайджанской границе был задержан Магомед Тагаев. Накануне пятилетней годовщины событий 99 года, такое своевременное раскаяние «идеологов ваххабизма» как нельзя кстати. Российские и дагестанские власти чуть ли не празднуют победу.
Однако эта победа мифическая. И власти Дагестана это прекрасно осознают. Ни С. Рамазанов, ни А. Алиев, ни М. Тагаев никогда не были идеологами ваххабихма и сепаратизма в Дагестане. Их имена намеренно ставятся в один ряд с именами Ш. Басаева, М. Удугова, Хаттаба, чтобы придать особую значимость факту их добровольной сдачи и раскаянию.
Серажудин Рамазанов работал директором каспийской автобазы и никакого сколько-нибудь значимого вклада в дело становления и развития дагестанского ваххабизма и сепаратизма не привнес. То же самое можно с полной уверенностью сказать об Адалло Алиеве, которого знают в республике, как советского поэта, но не как идеолога салафизма и джихада. Что касается Магомед Тагаева, то этот человек до последнего времени даже не придерживался элементарных ритуальных норм
Надломленные и уставшие от долгих скитаний по чужбине, в итоге они предпочли добровольно сдаться. Первым решился поэт А. Алиев. Он вел тайные переговоры с властями республики, которые обещали ему амнистию при условии его публичного раскаивания. С. Рамазанов последовал его примеру. По дагестанскому и чеченскому телевидению показывают запись выступления бывшего директора автобазы (раскрученного властями как идеолога ваххабизма) с «чистосердечным признанием». Тагаеву повезло меньше. Он не успел договориться и был пойман на границе с фальшивым паспортом. Суд приговорил беднягу (из которого тоже «слепили» идеолога ваххабизма и сепаратизма) к 10 годам лишения свободы.
Идеологами же дагестанского салафизма (ваххабизма) можно назвать, по праву, только двух людей – Багаудина Магомедова и Ахмад-Кади Ахтаева. Последний имел высшее светское и религиозное образование. В
Багаудин Магомедов, хотя и значительно уступал Ахтаеву в плане светского образования, был более сильной и харизматичной личностью. Еще в советское время он получил религиозное образование и считался одним из лучших арабистов Дагестана. В начале 90-х он первый резко выступает против нововведений (бид’а) и проявлений язычества (ширк), которыми изобиловали местные традиционные суфийские тарикаты, и призывает мусульман к строгому соблюдению монотеизма и возврату к «чистому
Именно Багаудина Магомедова (в силу того, что Ахтаева уже нет в живых) можно назвать единственным идеологом салафизма (ваххабизма) и независимости Северного Кавказа. Именно его явка с повинной была бы поистине победой дагестанских властей. Но это также реально, как и явка с повинной Шамиля Басаева к Абрамову. Именно поэтому наспех создается ложный образ «идеологов сепаратизма», раскаивающихся в том, к чему никогда, по сути, причастны не были.