Как известно, 19 июля 2004 года Путин подписал указ об отставке генерала армии Анатолия Квашнина с должности начальника Генерального штаба Вооружённых сил РФ и первого заместителя министра обороны России. В тот же день были сняты с занимаемых постов: главнокомандующий Внутренними войсками (ВВ) МВД РФ и первый заместитель министра внутренних дел России генерал армии Вячеслав Тихомиров, командующий войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО) ВВ МВД РФ генерал-полковник Михаил Лабунец, заместитель директора ФСБ РФ по Южному федеральному округу (ЮФО) генерал-полковник Анатолий Ежков. Путин также поменял местами генералов армии Владимира Болдырева (командующий войсками СКВО) и Александра Баранова (командующий войсками Приволжско-Уральского военного округа - ПУВО).
Нет никаких сомнений в том, что все эти кадровые пертурбации и рокировки, которые затронули силовые структуры России (МВД, ФСБ, ГШ, СКВО), так или иначе связаны с ситуацией на Северном Кавказе. После пяти лет непрерывной войны в Чечне кремлевский режим фактически признал, что никаких успехов у Москвы на Кавказе нет, а есть только проблемы, причем весьма и весьма серьезные.
Российская пресса, в частности «Московский комсомолец» («МК»), уже окрестила путинскую перетряску в стане силовиков, «генеральной уборкой».
Первая «генеральная уборка» в силовом блоке российского правительства, в результате которой полетели головы руководителей силовых министерств России, произошла в самый разгар Первой русско-чеченской войны (РЧВ) – в конце июня 1995 года. После того, как российские спецслужбы проморгали рейд Разведывательно-диверсионного батальона (РДБ) Чеченской Армии под командованием полковника Шамиля Басаева в ставропольский город Будённовск, а также вследствие неудачного штурма российским спецназом здания городской больницы, в которой закрепились чеченские бойцы, были отправлены в отставку следующие генералы: министр обороны РФ Павел Грачёв (Герой Советского Союза), министр внутренних дел РФ Виктор Ерин (Герой России), директор Федеральной службы контрразведки (ФСК) РФ Сергей Степашин, а также министр РФ по делам национальностей и региональной политике генерал казачьих войск Николай Егоров, который ещё по совместительству исполнял обязанности полномочного представителя Ельцина в оккупированной Чечне.
А вот после успешного завершения в январе 1996 года рейда диверсионного батальона под командованием полковника ВС ЧРИ Салмана Радуева в дагестанский город Кизляр, вылившегося затем в ожесточённое боестолкновение между несколькими тысячами оккупантов и отрядами в 200 чеченских бойцов, заблокированными в селении Первомайское на границе с Чечнёй, в отставку был отправлен всего лишь один генерал - начальник Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ РФ Александр Михайлов («за провал информационного обеспечения операции» в Первомайском и «неопрятный внешний вид»). А его непосредственному шефу – директору ФСБ РФ генералу армии Михаилу Барсукову (преемнику Степашина) - тогда удалось удержаться в главном лубянском кресле ещё несколько месяцев. Так что, январская уборка 1996 года в стане российских силовиков носила косметический характер.
«Генеральной уборке» в стане российских «силовиков» 19 июля 2004 года, безусловно, предшествовали известные события в Чечне и в Ингушетии.
По долгу службы, генерал армии Тихомиров и генерал-полковник Лабунец, назначенные кремлем ответственными за ситуацию на Северном Кавказе, в ночь на 22 июня просто обязаны были направить войска против моджахедов, захвативших несколько районов Ингушетии и главный участок трассы Ростов-Баку. А другой генерал-полковник - замдиректора ФСБ Ежков, также ответственный за северокавказский регион, должен был позаботиться об организации агентурной сети, способной заранее предупредить оккупационные органы о готовящейся операции моджахедов в Ингушетии.
В кадровой перетряске Путина малой кровью отделался лишь генерал армии Болдырев, которому, почему-то, простили промахи войск СКВО в ту поистине «варфоломеевскую ночь» для оккупантов и марионеток: его просто перевели в том же ранге в более спокойный регион – руководить войсками, расположенными на Волге и Урале (ПУВО).
Кстати, все эти «чёрные генералы» (Квашнин, Тихомиров, Болдырев, Лабунец), несут прямую ответственность за геноцид чеченского народа в конце XX – начале XXI вв. (1994-2004 гг.). Особенно постарался в этом отношении генерал армии Квашнин, который ни на один день не сходил со сцены театра военных действий за все десять лет противостояния между РФ и ЧРИ. Если начать первую войну в Чечне зимой 1994 года Ельцина уговорил его помощник, «казачий генерал» Сергей Шахрай, то начальник Генштаба ВС РФ Анатолий Квашнин является инициатором вторжения российской армии в Чечню осенью 1999 года (говорят, это Квашнин уговорил Путина перейти реку Терек, так как создание так называемого «санитарного коридора» по всему периметру чеченской границы ему показалось недостаточным мероприятием в плане умиротворения «мятежной» республики).
В начале Первой РЧВ Квашнин командовал Северной группировкой войск России, которая была фактически разгромлена Чеченской Армией во время новогоднего штурма Джохара (Грозного). Например, в ночь с 31 декабря
После такого сокрушительного разгрома Квашнин, как ни странно, продолжал руководить целой Объединённой группировкой войск (ОГВ) России в Чечне, а чуть позже (в том же 1995 году) его даже назначили командующим войсками СКВО. Через год после завершения Первой РЧВ (в 1997 году) Квашнин занял кресло начальника Генштаба ВС РФ, став, таким образом, «мозгом» российской армии, развязавшей в 1999 году очередную геноцидную войну против чеченского народа.
Квашнину удивительно подходит поговорка: «Малый не дурак, но и дурак не малый». До ингушских событий ночи 22 июня он всегда выходил сухим из воды (например, Квашнин не получил никакого наказания за уничтожение в течение одного дня в Джохаре элитной Майкопской дивизии).
В этой связи представляют интерес слова, сказанные Квашниным на заседании Академии военных наук в январе 2004 года: «Для того, чтоб армия могла полностью обеспечить обороноспособность России, нужно, чтоб в России было 4 млрд. человек населения» («МК», 20.07.2004).
Путин, перед тем как уволить Квашнина, примерявшего, как говорят слухи, мундир маршала, наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени со следующей формулировкой: «За большие заслуги в укреплении обороноспособности страны и многолетнюю добросовестную службу».
На смену Квашнину, который считался членом «семьи» Ельцина, пришёл человек из команды действующего министра обороны Сергея Иванова – 57-летний генерал-полковник Юрий Балуевский, занимавший до этого пост первого заместителя начальника Генштаба ВС РФ. Известно, что Балуевский в 1993-1995 гг. был первым заместителем командующего Группой российских войск в Закавказье (ГРВЗ). Во время Первой РЧВ (с июня
Ещё одним первым заместителем министра обороны России назначен генерал-полковник Александр Белоусов, который до этого занимал пост заместителя командующего войсками СКВО по чрезвычайным ситуациям. Таким образом, ещё один «боевой генерал», отличившийся в «горячей точке» (читай: в Чечне), получил резкое повышение вверх по служебной лестнице.
Не менее известным генералом армии, чем Квашнин, уволенным Путиным за ночной рейд моджахедов по Ингушетии, является и командующий ВВ МВД РФ Вячеслав Тихомиров, который считается «героем» обеих войн.
Теперь исполнять обязанности главкома ВВ МВД РФ будет бывший заместитель Тихомирова – 52-летний начальник главного штаба ВВ МВД РФ генерал-полковник Николай Рогожкин, про которого известно следующее: командовал мотострелковой дивизией в Туркестанском округе, работал начальником штаба сухопутных войск. Во внутренних войсках МВД РФ Рогожкин (генерал, который также приложил руку к «контртеррористичечкой операции» на Северном Кавказе), служит с 2000 года, был начальником управления боевой подготовки в ранге заместителя главкома ВВ МВД РФ.
Кроме генерала армии Тихомирова от занимаемой должности освобождён и генерал-полковник Михаил Лабунец, который более восьми лет командовал войсками СКВО ВВ МВД РФ (этот округ внутренних войск считается «форпостом правопорядка» в Южном ФО). Кстати, генерал Лабунец в 2002 году, в самый разгар Второй РЧВ, стал кандидатом политических наук, защитив в Ростовском юридическом институте диссертацию на тему: «Политический экстремизм: этнонациональная регнонализация», в которой дана характеристика «чеченскому вооружённому сепаратизму как крайнему типу этнополитического регионального экстремизма».
«Увольнение Тихомирова и Лабунца многими воспринято как переосмысление Кремлём военных операций и планов, касающихся Кавказа, - пишет газета «The Washington Times». - Непрекращающиеся столкновения в Чечне и недавняя акция в соседней Ингушетии, унёсшая жизни примерно 90 человек (главным образом – местных чиновников и представителей спецслужб), наконец произвели впечатление на Путина и его команду и заставляют пересмотреть использование спецслужб и армии» (цитируется по сайту «Кавказ-Центр», 20.07.2004).
Кроме двух громких отставок во внутренних войсках МВД РФ своего поста лишился ещё один генерал-полковник - замдиректора ФСБ РФ Анатолий Ежков, который на Лубянке отвечал за «контртеррористическую операцию» в северокавказском регионе. На эту должность Ежков был назначен в июне 2001 года - после таинственной смерти в Ханкале контр-адмирала Германа Угрюмова (якобы, погибшего «при исполнении служебных обязанностей» 31 мая 2001 года), в своё время награждённого Путиным золотой звездой Героя России, (за пленение Салмана Радуева).
Будет небезынтересно узнать, что кроме заместителя директора ФСБ РФ контр-адмирала («морского генерала») Германа Угрюмова, за Вторую РЧВ свою бесславную погибель на древней земле вайнахов нашли следующие российские генералы: Михаил Малофеев – заместитель командующего 58-й армией по боевой подготовке (17 января 2000 года в районе улицы Коперника города Джохара), Александр Отраковский – командующий морскими пехотинцами в Веденском районе (в начале марте 2000 года в районе села Ведено), Геннадий Шпигун – руководитель всеми концлагерями лагерями на оккупированной территории ЧРИ во время первой войны (в конце марта 2000 года в Шатойском районе), генерал Сергей Кислов – военный комендант Курчалоевского района (19 мая 2001 года в селении Цацан-Юрт Курчалоевского района), генерал Анатолий Поздняков – заместитель начальника ГОУ Генштаба ВС РФ (17 сентября 2001 года в районе площади «Минутка» Октябрьского района города Джохара), генерал Павел Варфоломеев – заместитель начальника Главного управления кадров (ГУК) Генштаба ВС РФ (17 сентября 2001года в районе площади «Минутка»), генерал Гейдар Гаджиев – военный комендант Урус-Мартановского района (в конце ноября 2001 года в городе Урус-Мартане), генерал Михаил Рудченко – заместитель министра внутренних дел РФ (27 января 2002 года в районе села Коби Шелковского района), генерал Николай Гаридов – заместитель главкома ВВ МВД РФ (27 января 2002 года в районе села Коби), генерал Сергей Кучерявый – начальник Управления кадров СКВО (в феврале 2002 года на военной базе в Ханкале) и другие.
Это далеко не полный список уничтоженных моджахедами российских генералов во вторую войну (потери среди генералов в первую войну в этот список не вошли). Некоторые генералы, находившиеся в сбитых моджахедами вертолетах, так же на счету Чеченской Армии. Кроме того, российская сторона из-за секретности и пропагандистских соображений скрывает гибель многих своих высших офицеров.
Так что - это то же своего рода «генеральная уборка» в стане российских силовиков-ястребов, выполненная чеченскими моджахедами непосредственно на полях сражений в Ичкерии.
Визирхан Махмадов,