Дарго. Село на юге – востоке Ичкерии. Это практически одна улица, вытянутая вдоль реки Ясса на несколько километров. За две войны здесь не было никакого фронта, никаких позиций и никакого сражения. Хотя в пропагандистских видиосюжетах Невзорова была показана имитация сражения, датированная весной 96-го года. Была показана одна батарея оккупантов, которая произвольно расстреливала сельские дома со всеми жителями. Закадровый голос, суета солдат возле гаубиц и минометов с тревожно-музыкальным сопровождением должны были создавать иллюзию тяжелейшего штурма позиций «хорошо обученных, до зубов вооруженных дудаевцев».
На самом деле все было проще. Командование оккупантов, видимо ориентировалось на исторические справки, и дислоцировали свои полки и дивизии в местах, где исторически местное население оказывало упорное сопротивление российской агрессии. По Дарго наносились ракетно бомбовые удары, как и по другим селам и городам Ичкерии, в тренировочных целях (!) тренировочные артобстрелы. Не по злобе. Просто так, чисто по-русски, от нечего делать, от скуки.
Сверху начальство разрешило убивать - почему бы не позабавиться, не пристреляться по живым мишеням?! Когда еще такое удовольствие представится. Мы расспросили тогда сельчан об их потерях. Интересно, что им самим бросилось в глаза то, что российские войска как будто целенаправленно своими жертвами выбирали семьи ветеранов, так называемой Великой Отечественной войны и ветеранов труда. Хотя вряд ли русские генералы целили именно в них. Скорее здесь Божий промысел.
Сегодня многие задаются в Ичкерии вопросом - старался бы чеченец показывать свою глупую храбрость на той войне, только для того, чтобы русские победили немцев и обгадили пол-Европы, если бы знал, что еще до окончания войны его народ выселят с корнем? Старался бы он со своей идиотской отвагой оборонять Брестскую крепость, воевать на Эльбе, водружать знамя над Рейхстагом, если бы знал, что через 50 лет, еще не извинившись за прошлое, русские начнут бомбить чеченские села и города, с еще большим остервенением, чем во время штурма Берлина?
Неизвестно как бы они повели себя в молодые годы, но под старость они уже не могли отличить истину от лжи, добра от зла. Замороченные бесплатным маргарином, нищенской пенсией, которая выдавалась как величайшая поблажка, юбилейной демагогией, они потеряли ориентиры и превратились в потерянное поколение. Даже будучи свидетелями двух последних войн и свидетелями животной жестокости российской русской военщины, они продолжали считать, что произошла какая-то ошибка, какое-то недоразумение. Бог им судья. Жалко их. Но вот реальные данные:
1. В мае 1996 года Убит и сожжен участник Великой Отечественной войны Ахмадов Поху – 78 лет, искалечена сноха Ахмадова, бомбовым ударом уничтожен двухэтажный дом.
2. Убиты и сожжены глав. врач и акушерка той же больницы: Загалаев Лечи и Загалаева Шовда. В 2001 году казнен, после пыток и истязаний Загалаев Хамади 48 лет. Заживо сожжена его жена Загалаева Петимат – 42 года (во время зачистки она сдернула маску с одного из «чистильшиков» и узнала провокатора. Тут же ее связали, забросили в комнату и затем сожгли дом). Так справились с семьей, у которых отец Загалаев Анас был ветераном Великой Отечественной войны.
3. В мае 1996 года убиты и сожжены шофер Даргинской участковой больницы Байтимаев Ризван – 45 лет и его 18-летняя дочь, у которых в Великую Отечественную войну дядя в шестнадцатилетнем возрасте ушел на войну и отдал свою жизнь. Отец Байтимаев Истмул был ветераном Великой Отечественной войны
4. Убит инвалид с детства Зубайриев Эрзу – 28 лет, убита медсестра Даргинской участковой больницы Зубайриева Зулай –26 лет, искалечена мать Зубайриева Эрзу –Зубайриева Шайман – 58 лет, бомбовым ударом уничтожен дом и хозяйственные постройки вместе со скотом. Так расправилась российская армия с семьей ветерана Великой Отечественной войны Зубайриева Теми.
5. Во вторую войну убита Талаева Майдан 60 лет, дочь Талаева Лом-Али, который считался героем Сталинградской битвы. О героическом подвиге Талаева Лом-Али рассказывает чеченский писатель Магомед Мамакаев в своей книге «Завещание войны».
6. Убита Назаева Деши – 48 лет, дочь ветерана Великой Отечественной войны и Японской войны Назаева Шайхи.
7. Осенью 1995 года убит учитель Даргинской школы №2 Махмудов Джани – 55 лет, убит племянник Махмудова Джани – подросток.
8. В первую войну убит ветеран труда Сайдулаев Абуязид и его племянник Сайдулаев Хизир-Хаджи стал инвалидом (без одной руки).
9. Во вторую войну убит Мунцигов Умар - ветеран, в первую войну убита Мунцигова Курзан.
10.Убит Музалаев Валид - ветеран.
11.Во дворе семьи ветерана Авторханова Увайса разорвался снаряд САУ. Погибла жена Авторханова Ману – 45 лет и два сына, семи и двенадцати лет. (На второй день старейшины села пошли к командованию оккупантов и пожаловались на результаты ночного артобстрела. Весь заплывший от водки офицер, командир дивизиона сказал: «У нас на карте этого дома нет»).
12. Без вести пропал на свой машине Вагапов Шаъман – 39 лет, отец четверых детей, сын ветерана.
13.Убит Джаватханов Сави, Джаватханов Апти семи лет, ранен Джаватханов Анди отец ребенка.
14. Во вторую войну убит Ибрагимов Зайнди.
15. Во вторую войну зверски убит Масудов Турко – 42 года, отец пятерых детей.
16. Во вторую войну убит Индербаев Хасан – 47 лет, отец восьмерых детей.
17. В первую войну искалечена Абдуллаева Асма – 23 года, (без одной ноги).
18. В первую войну убита Темирсултанова.
19. Во вторую войну ранен Эдилханов Умар.
20. Во вторую войну, во время очередного артобстрела убита беременная Абдулазимова Халимат и ее четырехлетняя дочь. Сын 2 лет остался сиротой.
21. Во вторую чеченскую войну оккупанты взорвали, привязав к мине Мунцигова Лечи 1980 года рождения и Мунцигова Аслана Бауддиновича 1982 года. (Когда сельчане спросили: «За что они их убили», командир спецназа ответил: «возраст у них бандитский».
Все это семьи ветеранов войны и труда.
Уничтожены и сожжены 122 дома и сельская мечеть, разграблено имущество сельских жителей, уничтожены свыше 500 голов крупнорогатого скота и около 100 лошадей, не считая мелкого скота и птицы. Уничтожены леса, альпийские луга, полностью уничтожены летние лагеря для скота на альпийских лугах. Под видом наведения конституционного порядка уничтожено и разграблено все живое и неживое.
Сельчане горько шутят: «незаконные бандформирования» никого не убили в нашем селе, а законные российские бандформирования Путина сняли приличный урожай трупов».
Шамсуддин Р., житель села Дарго.