Ответ русской мусульманки на публикацию в "Известиях" "Я однажды спросила, как можно стать шахидом" (21.06.04.)
Любой журналист знает, что заголовок должен интриговать читателя и максимально отражать суть изложенного в статье. С учетом настоящего положения дел, когда с завидным постоянством в Москве звучат взрывы, заголовок выбран более чем удачно. Сразу становится ясно: где-то кто-то захотел взорваться. Каков же будет шок читателя, когда он узнает, кто же является потенциальной смертницей.
Следует отметить, что на самом деле статья посвящена вовсе не вербовке русских девушек в «шахидки» (ведь так никто никого и не завербовал), а чеченцам и их влиянию на умы наших землячек. О том, как они, мол, грозные и свирепые, обращают их в Ислам и охмуряют своей гордостью и независимостью корысти, что называется, ради.
Такое, по идее автора, и должно сложиться впечатление от статьи у обывателя. У меня же сложилось свое.
Чтобы все стало предельно ясно, скажу, что я как раз и есть одна из тех самых русских мусульманок, которых «обращают» в Ислам чеченцы. Более того, после бесед с чеченцами я долгое время пребывала в такой же эйфории, как и девушки из статьи в «Известиях».
Жизнь прочистила мне голову, и теперь я более трезво смотрю на вещи. Однако не перестала восхищаться многими представителями этой национальности, их традициями и обычаями. И, конечно, остаюсь благодарна тому человеку за то, что он открыл для меня Ислам.
Сразу оговорюсь: не надо ни демонизировать, ни идеализировать чеченцев. Они имеют свои особенности, свои недостатки (так называемые «чеченские понты» давно стали притчей во языцех), и достоинства. Как и любой другой народ, чеченцы достаточно разные. Есть весьма достойные люди, таковых совсем не мало, есть и, мягко скажем, не очень.
Лучше же, на мой взгляд, в этой связи, прежде всего, задуматься о себе, а не искать «темные силы», которые нас в очередной раз «злобно гнетут».
О Заре Муртазалиевой я говорить не буду. Тема о «подставах», которые устраивают чеченцам, подбрасывая им все, за что можно «закрыть», давно устарела. Все об этом знают. Никто этому не удивляется: только карманы держат зашитыми, на всякий случай. О Хаве Бараевой, и «шахидках» вообще, промолчу.
На мой личный взгляд, чеченцы занимают едва ли не первое место по, извиняюсь заранее за, может быть, не совсем корректный в данном случае термин, результативности давата, т.е. призыва к Исламу, русских девушек. Именно с их помощью многие стали мусульманками. И это совсем не потому, что они такие из себя «загадочные», «мужественные», как говорят героини статьи в «Известиях» и т. п.
Возможно, война так повлияла на чеченцев, что многие из них стали более религиозными, соблюдающими мусульманами, начали обучаться Исламу за границей и стремятся донести полученные знания не только до своих, но и до людей другой нации и религии.
Странно, не правда ли? Казалось бы, сделано уже все для того, чтобы вызвать ненависть у русского населения к чеченцам. И, тем не менее, их не только не ненавидят, к ним прислушиваются, ими даже восхищаются.
Какие эмоции вызовет в российском читателе эта статья? Наверное, как обычно, злость на «чеченов», на мусульман вообще, обиду за себя любимых.
Но хотелось бы, чтобы люди делали хоть какие-то выводы. Надо задуматься о причинах принятия молодыми девушками из «нормальных» семей такой требовательной религии, об их восхищении «справедливой строгостью», как выражаются героини статьи в "Известиях", чеченских традиций?
Только-только дошла до России сексуальная революция, только мы восприняли стиль унисекс, только вкусили плод заветной «свободы», как наши дети, наше будущее, ради которого мы старались, отказалось от всего этого и предпочло загнать себя в определенные рамки поведения, - таким вопросом, вероятно, задаются многие родители новообратившихся девушек. Почему? Ответ, на мой взгляд, прост.
Надоела она, эта беспредельная свобода самовыражения. И выходом, убежищем от этой свободы для наших землячек стали Ислам, а иногда даже чеченский адат (этнические традиции).
А если мы вчитаемся глубже в рассуждения девчонок? Они восхищаются тем, что парень с девушкой ведет себя скромно, что мужчины держат себя с достоинством, что велико уважение к старшим.
А разве для нас, русских, все это потеряло свое значение? Если девушки говорят о таких вещах, как о чем-то воспринятом от другой нации, значит, мы сами-то это утратили?
И правда, посмотрите вокруг: кто из молодых пар может до свадьбы не прикоснуться друг к другу, кто из мужчин не позволит себе напиться до свинского состояния (а в то, что на земле существуют люди, вообще не пьющие, окружающие, говорю по своему опыту, просто отказываются верить), кто не отвечает грубо или пренебрежительно своим родителям и старшим в целом?
Нынче скромность и целомудрие воспринимаются как нечто из каменного века или, вообще, из области научной фантастики.
В чеченском же обществе, да и у других кавказских народов, мощным ограничителем свободы является общественное мнение. А современной российской молодежи неведомо, что значит, когда о тебе осуждающе отзываются окружающие. Отсюда катастрофическое падение нравственности среди молодых людей и, как результат, множество социальных болезней вроде алкоголизма, самоубийств, абортов и прочего.
Для чеченца мнение его земляков имеет большое, если не сказать решающее значение. И он не позволяет себе делать то, за что его потом можно упрекнуть. Кроме того, у них, от мала до велика, есть вера. И пусть не всегда знаний об Исламе много, но глубокая и сильная вера в Бога и в то, что на том свете за все придется держать ответ, - это то с чем мне самой не раз приходилось сталкиваться.
Не пора ли и нам, русским, задуматься о том, кто является авторитетом для наших детей? И кто должен им быть? Что должно встать на пути разложения?
Посмотрите дальше: девушки восхищаются чеченскими мужчинами и с пренебрежением говорят о мужчинах русских. И дело не только в «чрезмерной гордости», по словам героинь статьи в «Известиях», дело в поведении вообще.
Чеченец, как правило, никогда не позволит себе показаться в обществе в таком состоянии, которое могло бы нанести вред его мужскому статусу. Вы не увидите пьяного в стельку чеченца на лавке в метро.
Он не сюсюкает с девушками. Не показывает своих эмоций. Во всех обстоятельствах среднестатистический чеченец дистанцируется от всего, что присуще женскому полу, и этим выигрывает в его глазах. А у нас - «ни одного парня с мужским взглядом».
Среди чеченцев нет подкаблучников, по крайней мере, я про них не слышала. Они, конечно, могут, возложить на женщину тяжелую работу по дому или по огороду, но никто, во всяком случае, никогда не забудет, что она – женщина, и не взвалит на нее мужские обязанности. Главным добытчиком в семье остается все-таки мужчина.
Да, не всех коснулась эмансипация. Не все хотят родить по-быстрому ребенка, или вовсе не рожать, спихнуть дите на родителей, а потом работать-работать-работать, строить карьеру и зарабатывать много денег.
В настоящей женщине с рождения сидит тяга к дому и к детям. Потому что женщина по природе мать и хранительница очага, а не конкурирующая с мужчиной фирма, которую сделал из женщины 20-й век, кто бы что ни говорил.
Чеченка, без сомнения, не хуже русской может войти в горящую избу и тормознуть коня на скаку. Но ей, в отличие от средней русской женщины гораздо реже это приходиться делать (даже в условиях боевых действий, когда женщинам приходилось вытаскивать мужчин, сыновей и мужей, из самых тяжелых ситуаций), потому что рядом всегда есть сильная мужская рука. И естественно, это привлекает наших девушек.
Конечно, во всех этих рассуждениях есть известная доля условности. За годы войны (со всем вытекающим отсюда, включая радикализацию молодежи, криминализацию до предела всех областей жизни и проч.) и модернизации по-российски весь уклад жизни чеченцев перевернулся верх дном. Многие традиции, даже такие казавшиеся незыблемыми для чеченцев, и кавказцев вообще, как уважение к старшим, подверглись серьезным испытаниям.
И многие, заслуживающие доверия, чеченцы об этом сами говорят с сожалением. По их же словам, в результате всех этих событий на поверхность вышли люди, которых еще лет двадцать назад и в порядочный дом то не пускали. Все это есть.
Есть и то, что многим чеченцам свойственно чувство этнической исключительности, превосходства над окружающими и высокомерия. Правда и про чеченские «двойные стандарты», в той или иной степени свойственные всем кавказцам, когда к представителям своей нации применяются одни мерки, а к окружающим – другие. Здесь же можно вспомнить о степени строгости в поведении на родине и за ее пределами. (И вызвано все это, кстати, только недостаточным соблюдением норм Ислама).
Все это есть. Но, тем не менее, многое заслуживающее большого уважения у чеченцев остается. Иначе и не возник бы повод для написания статьи в «Известиях», да и моей скромной попытки ответить на нее от лица русских мусульманок.
Всем россиянам предлагаю особое внимание обратить на отзывы девушек в «Известиях» о представителях своей национальности. Ничего хорошего о ней они сказать не могут.
Да, раньше у нас было, чем гордиться. Сейчас нам остается гордиться своим славным прошлым. Нация находится в таком упадке, что возникают сильные сомнения насчет ее светлого будущего.
А вместо того, чтобы начать с себя, мы стараемся выискать недостатки других. «В русских нет сплоченности», - говорят девушки в статье "Известий". Это только за границей наши диаспоры вроде как стоят за своих горой. В России же каждый сам за себя.
Возможно, это результат тяжелого советского наследия, когда все просто обязаны были быть единым целым. Все было «кругом советским, моим». Идея, конечно, замечательная. Но только идею сплоченности и единства нации надо не насаждать палками, а преподавать с малых лет. Для этого нужны национальные герои и влиятельные личности. Причем взятые не из прошлых веков, а современники наших детей.
Так, кто у нас там герой, кроме Гарри Поттера и «бригадира» Белого?
В итоге к чему привело этих девушек общение с чеченцами? К тому, что у них появилось нечто, за что они готовы отдать свои жизни. И это оказались, так сказать, «враги народа», за которых русские девушки готовы сражаться и умирать.
Это еще один повод задуматься над тем, что в наши дни у молодежи нет общей великой идеи, ради которой можно пожертвовать собой. Сначала отдавали жизнь за царя, потом за свободу Родины, потом за светлое коммунистическое будущее. А сейчас? Спросите у своих детей, за что они не глядя пойдут на смерть? И готовы ли они на это ради счастья людей другой нации или, вообще, ради чего-нибудь?
В общем, грустные чувства вызывает эта статья. Грустно потому, что это не домыслы автора. Я лично знаю девушек да и ребят, которые восхищены чеченскими традициями да и традициями других народов гораздо больше, чем русскими.
Так уж сложилось, что все хорошие русские традиции, за редким исключением, давно позабыты, остались только те, за которые к нашему народу можно испытывать только жалость или стыд за него, но не уважение. Я говорю, например, о браваде, свойственной многим моим сверстникам, относительно количества выпитого или размера дозы героина, которая для американца считается смертельной, а для русского ежедневной, или о стремлении использовать в своем лексиконе как можно больше нецензурных слов.
Хотя это даже не традиции, это что-то новое. И по-хорошему следовало бы такие, с позволения сказать, «традиции» вырывать с корнем.
Мы с трудом вспоминаем имена своих бабушек и дедушек. Мы легко отбросили наши национальные особенности ради «единого и могучего Советского Союза», а потом ради того, чтобы нас пустили на Запад. И если мы сейчас удалим все метастазы, останется пустота. Вот это страшно, а не то, чем пытался запугать нас автор статьи.
P.S. Что особенно настораживает в статье, так это странный язык, который используют девушки в разговоре. Я все время чтения статьи ловила себя на мысли, что либо автор ошибся в возрасте, и девушкам от силы лет по 16. Либо предложения построены подобным образом, что создается ощущение наивности и недалекости мышления собеседниц.
Неужели в 18 лет, пусть и прочитав книгу чеченских сказок, можно верить в то, что люди в горах до сих пор ходят в черкесках, а женщины – в национальных платьях?
Хотя… многие американцы свято верят, что в России круглый год зима, а по улицам ходят обязательно голодные медведи. Но ведь мы когда-то вроде были впереди планеты всей не только в области балета, но и по уровню образованности населения…
Нур-Айшат Фролова