Наряду с европейской прессой широкий отклик на события в Ингушетии 22 июня получил и в прессе США. Все более или менее крупные американские издания осветили события, разыгравшиеся на этой неделе в Ингушетии. Как известно, в понедельник несколько сот моджахедов совершили серию тщательно спланированных нападений на военные и милицейские базы в Назрани и в других районах республики. В ходе этой операции было убито от 100 до 200 военных и милиционеров (по данным российской и ингушской стороны). В числе убитых - министр внутренних дел Ингушетии и несколько других высших руководителей республики.
Почти во всех корреспонденциях отмечается, что массированная военная акция моджахедов - новый крупный «прокол» чеченской политики Путина.
«События в Назрани вновь ставят под сомнение попытки российского президента представить длящийся уже десять лет вооруженных конфликт как практически завершенный и восстановить стабильность в этом регионе, - комментирует «Вашингтон пост». - Впервые за последние полтора года местные силы сопротивления доказали, что они способны осуществить крупную операцию. Важно и то, что в Ингушетии они открыли новый театр военных действий».
«Серия дерзких, хорошо скоординированных нападений, развеяла утверждения Кремля о том, что вооруженная борьба на Кавказе утихает и уступает место стабильности», - высказывает мнение «Крисчен сайенс монитор». Газета напоминает, что нападения последовали через несколько дней после того, как чеченские лидеры объявили о перемене тактики.
«Военная акция в Ингушетии дискредитировала постоянные уверения Кремля о том, что чеченские бойцы после понесенного ими урона не в состоянии осуществить сколько-нибудь значительную операцию, - подчеркивает «Нью-Йорк таймс». - Ведь еще на прошлой неделе звучали заявления, что России противостоят не более пятисот повстанцев».
«В свете событий в Ингушетии заявления Кремля об окончании военного конфликта выглядят просто смехотворно, - говорится в корреспонденции Ким Мерфи в «Лос-Анджелес таймс». - Российские власти совсем недавно утверждали, что в Чечне остались лишь «мелкие очаги сопротивления бандитов». Однако эти самые «бандиты» целую ночь вели в Назрани бой, оставив на улицах города кучи трупов, сожженные автомашины и поврежденную военную технику...».
Газета «Бостон глоб» посвятила событиям в Ингушетии редакционную статью. «Если повстанцы желали продемонстрировать банкротство военной политики Путина в Чечне, они добились своего, - считает газета. - Нападение на министерство внутренних дел и пограничников в Ингушетии опровергли дежурные уверения Владимира Путина о том, что его армия и спецназ практически уничтожили вооруженные отряды чеченцев... Совсем наоборот: повстанцы продемонстрировали свою способность спланировать и осуществить военную операцию за пределами Чечни. Из чего можно сделать вывод: вместо того, чтобы подавить готовность чеченцев сражаться за право управлять своими собственными делами, упор Путина на репрессивную силу грозит распространением насилия в соседние регионы Российской федерации».
«Государственному деятелю, который продолжает проводить дискредитировавший себя политический курс, всегда трудно признать свой провал - в особенности если противник нанес ему чувствительное поражение, - говорится далее в редакционной статье. - Ради русских и ради чеченцев Путину следует изменить свою политику и начать серьезные переговоры с законно избранным в 1997 году в Ичкерии правительством президента Аслана Масхадова. Сам Путин создал симметрию между безжалостным подавлением чеченцев и иерархической «вертикалью власти» Кремля. Ему следует избавить Россию от авторитарных позывов и освободить россиян от их колониального бремени в Чечне».
Онлайновая газета «ФортУэйн-дот-ком», издающаяся в Индиане, поместила присланную из Москвы корреспонденцию агентства «Ассошиэйтед пресс», в которой говорится, что среди ингушей растут «сепаратистские настроения».
В статье говорится далее, что по сравнению с Чечней, Ингушетия выглядела относительно стабильной. Стремясь подчеркнуть контраст между двумя республиками, Кремль превратил Ингушетию в свободную экономическую зону, чтобы поощрить инвестиции, и всячески поддерживал назначенного Москвой Мурата Зязикова, высокопоставленного сотрудника ФСБ».
«Но, - продолжает «Ассошиэйтед пресс», - стабильность была во многом кажущейся, так как жители республики испытывали нарастающее чувство страха. В последние месяцы в Ингушетии происходили таинственные похищения и исчезновения. Подозрение пало на российские спецслужбы. После краткой весенней передышки, вызванной, возможно, тем, что исчезновения людей привлекли внимание прессы, около десяти дней назад похищения возобновились, причем теперь, как говорят ингуши, впервые начали исчезать молодые женщины».
«Не исключено, что в ответ на эти действия у многих ингушей растут настроения возмездия, и - чего никогда не было раньше - они все более склоняются к сепаратизму», - цитирует «Ассошиэйтед пресс» независимого российского военного обозревателя Павла Фельгенгауэра.
Отдел сотрудничества и СМИ,