Новые двуличные речи кремлевского руководства

Новые двуличные речи кремлевского руководства

Россияне не дождутся от Путина обещанных реформ

 

Ник Пейтон Уолш, 21 июня 2004

Следует простить самого богатого человека России и последнего претендента на президентское кресло, ныне ставшего самым знаменитым заключенным в стране Михаила Ходорковского, если у него при упоминании о словах президента Путина, пообещавшего ему 'открытый процесс', невольно вырвался слабый радостный вскрик. Публичная схватка между политизированным государственным обвинителем и международной командой адвокатов защиты сможет лишний раз обнажить изъяны и пристрастность российской судебной системы, от которой так зависит исполнительная власть в Москве.

 

И все же М. Ходорковскому, который на этой неделе предстал перед судом по делу об уклонении от уплаты налогов и мошенничестве в крупных размерах, не стоит на многое рассчитывать. В путинской России 'открытый процесс' может означать лишь тесный зал судебных заседаний, едва вмещающий адвокатов защиты, кучку журналистов и вооруженный спецназ в камуфляже.

 

Мировая общественность сможет получить лишь обрывочные сведения об этом процессе. И в самом деле: что обвиняемому до того, что приговор суда будет носить 'открытый' характер! В Российской Федерации по данным на 2002 г. только 0,8% обвиняемых по суду были оправданы. Столь значительные противоречия между тем, что говорит президент, и тем, что он делает, пронизывают всю повседневную жизнь страны. Создается впечатление, что Кремль - в котором непрерывно увеличивается доля бывших сотрудников КГБ - считает, что граждане страны смогут терпеть всю эту фальшь до бесконечности.

 

Двуличие г-на Путина достигает апогея, когда он обращается к российским беднякам, которых в стране насчитывается не меньше 100 млн. человек. Эти люди с трудом находят средства на скудное пропитание и покупку самой необходимой одежды. При каждой возможности великодушный и добрый царь обещает дальнейшее улучшение жизненного уровня населения. Свою предвыборную кампанию по переизбранию на пост президента страны в феврале месяце, - где у него не было реальных конкурентов, - он начал с обещания 'принципиальных изменений качества жизни' своих потенциальных избирателей.

 

В обращении к Федеральному Собранию в прошлом месяце он с восхищением поведал, что во время первого президентского срока средний уровень зарплаты по стране вырос на 50%. Он также торжественно заявил, что 'никто и ничто не сможет помешать России идти по пути укрепления демократии, демократических прав и свобод'.

 

Когда он выступает с трибуны, то вызывает восхищение иностранных инвесторов: сильный прагматичный президент, который делает упор на экономическое развитие и проведение реформ, но при этом отмечает трудное положение обычного человека, его право на лучшую и более свободную жизнь. Однако дела его в первые три месяца второго срока пребывания у власти ясно показывают, что перед нами полная противоположность того, кого можно было бы назвать либеральным реформатором.

 

Нападкам подвергаются политические свободы, несмотря на то, что все политические силы и партии, кроме верных Путину, были устранены с политической арены. После легкой победы на выборах 15 марта через парламент, большинство в котором принадлежит пропутинской партии Единая Россия, были проведены два закона, имеющих большое значение. Первый ограничивает право на выражение протеста. Второй - ограничивает права граждан выражать свою волю путем референдума, что на самом деле имеет характер изменения текста Конституции - которую г-н Путин торжественно обещал не менять.

 

Хотя на поверхности все выглядит так, что он бросает вызов порочным последствиям приватизации - акулам дикого капитализма 90-х, которые подобно Ходорковскому, сколотили состояние, скупая государственную собственность, на самом деле Путин еще активнее, чем его предшественник - Борис Ельцин - распродает госимущество. Автомобильные и железные дороги, лес, земля и даже озера - все национальные богатства сейчас находятся в стадии реформирования и в ближайшие десятилетия перейдут в частные руки.

 

Согласно обнародованному в прошлый месяц закону самые бедные россияне - включая одиноких матерей, пенсионеров, инвалидов и ветеранов - потеряют свое право на бесплатное пользование общественным транспортом, дешевые лекарства и продукты питания, а также другие льготы, которыми они пользовались в советское время, и вместо этого получат сущие гроши в качестве компенсации. По новому закону людям придется больше платить и за коммунальные услуги.

 

Экономист Михаил Делягин назвал удачным термином 'правоохранительная олигархия' новую правящую кремлевскую законодательную элиту, которая хочет, чтобы в стране процветало частное предпринимательство, но чтобы при этом государство получило свою долю и продолжало заказывать музыку.

 

И в самом деле, судьба 'Юкоса' - империи г-на Ходорковского тому наглядный урок. В четверг г-н Путин заявил, что огромная задолженность по налогам, висящая на 'Юкосе', не была заявлена с целью банкротство компании. В результате цены акций 'Юкоса' на фондовом рынке резко взлетели, и в руководстве компании созрел план продать часть акций компании, возможно, согласившись на предложение 'Газпрома', полчастного полугосударственного газового гиганта. По состоянию на вчера, однако, активы 'Юкоса' продолжали оставаться замороженными, и все беды этой нефтяной компании еще далеко не окончены.

 

Сказал ли в четверг кремлевский босс то, что думал, или нет, его комментарии сложившейся ситуации произвели желаемый результат и подтвердили то , что г-н Путин является единственным реальным крупным игроком на складывающемся в России 'свободном' рынке.

 

"The Guardian", Великобритания
ИноСМИ


© Kavkazcenter.com 2020