Чеченское село Итум-Кале и Брестская крепость в кривом зеркале русской истории

Чеченское село Итум-Кале и Брестская крепость в кривом зеркале русской истории

(Рассказы о «героях» России «чеченской» национальности. Репортаж девятый)

 

Как известно, первыми «героями» Российской Федерации среди лиц чеченской национальности стали, по иронии судьбы, участники Великой Отечественной войны (ВОВ) СССР против гитлеровской Германии, награжденные высшими наградами российского государства в самый разгар Первой русско-чеченской войны (РЧВ). В списке первых чеченцев, «получивших» золотые звезды России, числятся: Канти Абдурахманов, Магомед Узуев и Мовлди Умаров (в средствах массовой информации, подконтрольных марионеточной власти в Грозном, довольно часто мелькает еще имя писателя-фронтовика Зайндина Муталибова, но информация о нем, пока, не подтверждается).

 

О героическом подвиге вышеназванных фронтовиков вспомнили в Москве лишь спустя 50 лет после Победы советского народа над немецким фашизмом (да и то посмертно для многих, кроме одного Абдурахманова). Нет спору, что все трое (и Абдурахманов, и Узуев, и Умаров) действительно являются заслуженными героями своего Отечества (не России, а Советского Союза, который они и защищали от германских агрессоров), а также национальной гордостью всех чеченцев. Но в данном конкретном случае чеченские герои ВОВ стали жертвой большой и грязной политики Кремля, направленной против национально-освободительного движения чеченского народа, вылившегося в 1994 году в очередную крупномасштабную войну между РФ и ЧРИ (бывшими субъектами СССР).

 

Достоверно известно, что в ходе ВОВ более ста офицеров и солдат Советской Армии чеченской национальности, особо отличившиеся в боях с немецко-фашистскими захватчиками, были представлены к званию Героя Советского Союза, но присвоили его лишь единицам, среди таких «счастливчиков» оказались: Ханпаша Нурадилов, Магомед Магомед-Мирзоев, Ирбайхан Бейбулатов, Абу-Хаджи Идрисов и Хан-Султан Дачиев (из них первые трое получили свои золотые звезды посмертно). Дело в том, что чеченских защитников советской Родины и на войне преследовали по национальному признаку. А после упразднения ЧИАССР и поголовной депортации вайнахов в 1944 году всех посмертных героев чеченской национальности по указке сверху заново переписали как нечеченцев, например: Нурадилов и Бейбулатов стали «дагестанцами», Магомед-Мирзоев – «таджиком», а вот живого Дачиева, высланного после окончания войны в Казахстан, как «врага народа», вообще лишили геройского звания (золотую звезду, незаслуженно отнятую у чеченского героя во времена сталинской высылки, вернули Дачиеву лишь во времена «горбачевской перестройки»). Так что, на момент восстановления ЧИАССР в 1957 году, у чеченцев был всего лишь один живой герой Советского Союза (снайпер Идрисов), а у ингушей вообще не было героев за ВОВ (ни живых, ни мертвых).

 

Из-за целенаправленного преследования по национально-религиозному признаку Героями Советского Союза в свое время не стали многие чеченцы, показавшие яркие примеры мужества и отваги на полях сражений с гитлеровцами, например: танкист Маташ Мазаев, кавалерист Мовлид Висаитов, летчик Акаев, а также героические защитники Брестской крепости (справедливость в отношении Висаитова – кавалера ордена «Легион чести», являющегося высшей воинской наградой США, восторжествовала лишь в конце 80-х годов прошлого столетия, когда к власти в Кремле пришел «перестройщик» М.С.Горбачев).

 

Известный чеченский писатель и общественный деятель Халид Ошаев в свое время написал художественно-документальную повесть «Брест – орешек огненный» о подвиге защитников Брестской крепости чеченской национальности, которые первыми отразили атаки немецких фашистов на западной границе СССР и стояли насмерть. Но книга эта была выпущена в свет только после смерти автора, да и то на закате советской власти (Грозный, 1990). По разным оценкам военных исследователей, в гарнизоне Брестской крепости сражались от 250 до 420 чеченцев, абсолютное большинство из которых геройски погибло на территории крепости. Одним из мужественных защитников Брестской крепости, давших решительный отпор фашистским захватчикам в самые первые часы начала ВОВ, был и 24-летний чеченец Магомед Узуев, имя которого навечно высечено на памятном Мемориале защитникам этой бессмертной крепости-героя в Белоруссии.

 

Биографическая справка:

 

Магомед Узуев родился в 1917 году в горном чеченском ауле Итум-Кале. В 1940 году он был призван в ряды Красной Армии, службу проходил в 333-м стрелковом полку, который дислоцировался в городе Бресте (Белорусская ССР). За неполный год службы Узуев стал заместителем командира взвода по подготовке новобранцев, на момент начала войны с Германией имел воинское звание «сержант». Геройски погиб вместе со своим братом в 1941 году, защищая Брестскую крепость. Родители Магомеда и сестра умерли в Казахстане в первый же год высылки (от голода и холода).

 

Вот как описал один чеченский журналист подвиг Магомеда Узуева и его боевых товарищей по Брестской крепости, принявших неравный бой с многократно превосходящими силами врага, внезапно напавшего на советский гарнизон на рассвете 22 июня 1941 года:

 

«В ночь с 21 на 22 июня 1941 года разрывы бомб и грохот снарядов обрушились на Брест. Фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. А Брестская крепость была важным опорным пунктом на западной границе. Магомед был в крепости, на которую наступала 45-я немецкая пехотная дивизия, усиленная танками, артиллерией, авиацией. Малочисленные подразделения защитников крепости приняли на себя удар превосходящих сил врага.

 

Почти месяц защитники Бреста сковывали целую немецкую дивизию. Сопротивление шло в невероятно трудных условиях – отсутствия воды, продовольствия, медикаментов. Это был уже давно не фронт: немцы продвигались в первые дни войны стремительно и подходили уже к Киеву. Но Брест оборонялся! «Умереть, но не сдаваться врагу!» — под таким девизом сражались защитники крепости. Их становилось все меньше. Одним из последних и стойких защитников Брестской крепости был Магомед Узуев».

 

Тем не менее, ни один из десятков «последних и стойких защитников Брестской крепости» чеченской национальности (которые сражались под девизом: «Умереть, но сдаваться врагу!»), представленных к званию Героя Советского Союза еще в ходе ВОВ, не получил свои кровно заработанные награды (и это несмотря на то, что все представления на чеченцев-героев были оформлены с пометкой «посмертно»). И лишь в 1995 году (когда военная машина России окончательно забуксовала в чеченском болоте) в Кремле вдруг вспомнили о подвиге 54-летней давности чеченского сержанта Магомеда Узуева в Бресте, которому было отказано в золотой звезде даже в горбачевские «перестроечные» времена. А основанием рекламного присвоения Узуеву звания «героя» России послужило обращение руководства так называемого «правительства национального возрождения ЧР» на имя президента РФ Б.Н.Ельцина с просьбой «восстановить историческую несправедливость».

 

Вот что пишет по этому поводу известный чеченский писатель и историк Муса Гешаев в своей книге «Знаменитые чеченцы», в которой есть и очерк, посвященный братьям-героям Магомеду и Висаиту Узуевым, защитникам Брестской крепости (если Магомед числился в списках пропавших без вести почти сорок лет, то Висаит до сих пор считается таковым):

 

«Через 55 лет после гибели братьев Узуевых, в охваченном войной Грозном родственникам вручают награду Магомеда – ему посмертно присвоено звание Героя России. Очередное издевательство властей? Узуев защищал СССР, звания Героя России в то время не было. Если бы Магомед был жив, он отказался бы участвовать в этом спектакле, а вместе со своим народом воевал бы за свободу и независимость Чечни против российских оккупантов».

 

Черная политика администрации Кремля вокруг светлого имени чеченского героя Бреста была продолжена и в начале Второй РЧВ. Цитирую российский источник информации:

 

«10 февраля (2000 года) под федеральный контроль были взяты Сержень-Юрт и Итум-Кале, расположенный совсем рядом с грузинской границей, что было сугубо важно, так как, по сведениям военных, именно здесь был проложен один из каналов как переброски боевиков и вооружений из Грузии в Чечню, так и их возможного обратного отхода. До прихода российских войск в Итум-Кале – напомню, опорном пункте сотрудничавшей с гитлеровцами повстанческой армии, – располагалась штаб-квартира боевиков-ваххабитов и, по весьма достоверным сведениям, содержались полячки-заложницы. Между прочим, главой администрации Итум-Калинского района стал Эдельбек Узуев, внучатый племянник Магомеда Узуева, одного из защитников Брестской крепости, которому в 1995 году было посмертно присвоено звание Героя России. Такие вот узлы завязаны здесь историей» (www.x-libri.ru, 12.11.2003).

 

Вот как не «по-братски» плюнули новые русские в сторону исторической памяти «героя» своего государства Магомеда Узуева, без каких-либо на то оснований назвав его этническую родину (Итум-Кале) «опорным пунктом сотрудничавшей с гитлеровцами повстанческой армии» в прошлом и местом расположения «штаб-квартиры боевиков-ваххабитов» в настоящем. Тем более обидно, что «внучатый племянник» (вешин кIентан кIант) «героя» России Магомеда Узуева стал «главой администрации» Итум-Калинского района в структуре оккупационной власти «федералов», и на территории этого района в настоящее время созданы несколько русских крепостей («совсем рядом с грузинской границей»). Говорят, все они расположены на пересечении тех мест, где, якобы, проложены так называемые «каналы как переброски боевиков и вооружений из Грузии в Чечню, так и их возможного обратного отхода». Так что, «внучатый племянник» чеченского защитника Брестской крепости на территории советской Белоруссии в самом начале Великой Отечественной войны Магомеда Узуева (этого настоящего героя своего времени и своего народа) – Эдельбек Узуев стал «русским защитником» Итум-Калинской крепости в горах древней Ичкерии в начале Второй русско-чеченской войны (то есть обыкновенным антигероем нашего времени и не нашего народа). Ну, чем не парадокс?

 

И последнее, самое главное. «Узлы, завязанные здесь (в Чечне) историей», своей запутанностью напоминают известный «гордиев узел» времен фригийского царя. Поэтому, чтобы распутать, например, непростой «итум-калинский узел», которым «русский царь» Путин привязал «ярмо к дышлу чеченской телеги», нужно простое македонское решение: острый меч чеченского моджахеда. Только тогда героическое прошлое (да и настоящее) исконно чеченского селения Итум-Кале (родина героя Великой Отечественной войны Магомеда Узуева) и белорусской героической крепости в Бресте (гарнизон, за который чеченец из Итум-Кале Узуев отдал свою жизнь) не будет демонстрироваться всему миру через кривое зеркало фальшивой истории русского псевдогосударства.

 

А в завершение нашего рассказа хочется еще раз привести слова Мусы Гешаева, взятые из замечательной книги «Знаменитые чеченцы»: «Говорят, если будешь стрелять в прошлое, будущее выстрелит в тебя. Мы предали и фальсифицировали нашу историю и за это расплачиваемся сегодня, а тяжесть расплаты, как всегда, ложится на ни в чем не повинный народ. (…) Нужно уважать народ, ценить его мужественных сыновей, а не использовать их имена в политических целях, не разыгрывать вокруг их памяти дешевые политические спектакли».

 

Муслим Чеченский
Чеченпресс


© Kavkazcenter.com 2020