Южная Осетия стала своеобразным яблоком раздора между Грузией и Русней, которая в любых вопросах, даже косвенно касающихся земельных споров, оказывается тут как тут, словно старательный землеустроитель передового колхоза брежневских времён. Гипертрофированная земельная мания этого странного государственного образования давно стала притчей во языцех: его главари теряют последние остатки разума, когда видят клочок чужой территории, даже наподобие непригодного к культивации песчаного островка Тузла на Украине.
Многие наблюдатели, затаив дыхание, следят за событиями вокруг самопровозглашенной южноосетинской республики и гадают: сможет ли президент Грузии Михаил Саакашвили решить цхинвальскую проблему мирным путём?
Среди них находятся и те, которые в угоду тем или иным политическим силам и движениям, делают далеко идущие, но безосновательные прогнозы и беспочвенные сравнения, которые при ближайшем рассмотрении принимают воздушные очертания мыльного пузыря в иголочном ушке.
Каждый, кому не лень, стремится рассмотреть возможный конечный результат во взаимоотношениях Тбилиси и Цхинвали в плоскости всё продолжающейся русско-чеченской войны.
Поэтому заранее оговорюсь, что все тщетные попытки сравнить суверенное чеченское суверенное государство, героический народ которого в течение четырёх веков борется за свою свободу и независимость, с Южной Осетией (или даже с Абхазией) на деле будет означать то же самое, если сравнить стальной молот с православным крестом.
Мне, например, как чеченцу, могут задать щепетильный вопрос, слегка попахивающий провокацией: "Что для тебя важнее в контексте войны, идущей в Ичкерии: успех Саакашвили или успех Кокойты?".
Казалось бы, что успех Саакашвили может морально поддержать мою заклятую врагиню Русню, так как её "главмочало" Путин тоже заявляет, что борется за территориальную целостность своей так называемой "страны". Таким образом, выходит, что мои политические симпатии должны быть на стороне Кокойты? Ан нет! Кокойты, как только освободится из цепкого клинча молодого и энергичного Саакашвили, сразу же побежит, бренча цепью, к другому хозяину (на этот раз к Путину). Ему не нужна свобода, потому что она не заложена Всевышним в его генах!
А что касается народа, который проживает на этой удельной территории, то в этом плане Южная Осетия даже от Аджарии отличается по многим параметрам.
Например, этот регион населен преимущественно этническими осетинами, которые имеют ещё одну "автономию" в составе Русни. Немаловажное значение попутно приобретает и тот факт, что в начале девяностых годов прошлого столетия между Грузией и Южной Осетией произошло серьёзное военное столкновение с обоюдными человеческими жертвами.
И самое главное заключается в том, что Цхинвали уже больше десяти лет целиком и полностью ориентирован на Русню, поддерживая с ней связь через Северную Осетию, и желает воссоединиться с последней в "едином братском порыве".
А Русня исподволь использует этот "родственный мотив", прекрасно осознавая, что на этом дармовом огне она может хорошо погреть свои кровожадные руки и без лишних хлопот нагло оттяпать у Саакашвили изрядный кусок территории.
Путин в своём воспалённом воображении спит и видит свой собственный (не только де-факто, как сейчас, но и де-юре) второй (после Армении) форпост на Южном и Северном Кавказе в виде единой Осетии. Справедливости ради, надо заметить, что сама Южная Осетия сегодня фактически живёт только за счет "большой дороги", транзита из России в Закавказье, и серьезный кризис с перекрытием проезда автоматически лишает данную территорию источников существования - как легальных, так и нелегальных.
А что касается моего отношения к данной проблеме, то я предпочитаю вообще не ломать голову над этим! Мне достаточно просто вычленить позицию Русни в этой запутанной коллизии и на этом основании определиться со своими политическими симпатиями с точностью до наоборот. Хуже от этого не будет, как бы это со стороны не казалось. А Русня искренне желает оккупировать Южную Осетию!
Ведь давно не секрет, что принцип "территориальной целостности", о котором так лицемерно печётся Русня, быстро рассыпается в пух и прах, когда речь заходит о другом государстве, будь то Грузия, Азербайджан или Молдавия. Да и внутри самой Русни он проповедуется только тогда, когда приходится доказывать, что Чечня "является субъектом Русни"! Вот и всё! Во всех остальных политических передрягах Русне плевать на этот замшелый принцип с высокой колокольни! Иначе она также "строго" его применяла бы и в отношении ставшей ей почти чужой Калиниградской области, и Дальнего Востока, который тихой сапой по-хозяйски заселяют китайцы!
Русня на словах заявляет, что она ратует за "единую и неделимую Грузию", а на деле своими бандформированиями при помощи осетинских марионеток захватывает грузинские блокпосты.
Вот что пишет один из карманный путинских писак: "Квазигосударства, не подчиняющиеся властям стран, в состав которых они формально входят, - проблема, унаследованная от распавшегося Советского Союза. Но Россия никогда не признавала независимости Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха.
В эпоху тотальной борьбы с терроризмом и искоренения его потенциальных очагов наличие нелегитимных государственных образований, где действуют непонятно какие законы и правила (если вообще действуют), явно выглядят анахронизмом".
Это прозрачный намёк и дешёвый реверанс в сторону Саакашвили: мол, руководители Русни сочувствуют тебе, Миша, так как сами до сих пор мучаемся с проблемой "сепаратизма" Чечни.
Видимо, Саакашвили давно уже раскусил двойные стандарты Русни. Если его усилия по восстановлению контроля над Цхинвали и Сухуми закончатся успехом, Русня потеряет ещё два важных плацдарма на Кавказе. Но ему надо быть очень осторожным. Попытка восстановить территориальную целостность Грузии грубой военной силой закончится провалом и приведет к непредсказуемым последствиям, которые пойдут только на пользу Русне.. Саакашвили, видимо, это хорошо понимает и действует изобретательно, комбинируя запахи розы с духами своей жены-красавицы, не забывая при этом и кулаками помахать! Он понимает, что заключить какую-либо компромиссную сделку с зомбированным руководством Цхинвали практически невозможно, так как слишком сильно оно воспылало любовью к Русне! А страсть, как известно, трудно пересилить!
Вот почему грузинский лидер напрямую обращается к жителям соответствующих территорий, руководствуясь очень простыми житейскими мотивами. Уже первые плоды такой "ювелирной" работы Саакашвили не заставили себя долго ждать. Вот как отозвался о сложившейся ситуации один из жителей Южной Осетии (кстати, осетин-кударец по национальности): "Любой вменяемый человек предпочтет жить в нормальном государстве, а не в осажденной крепости с непонятными перспективами, ездить по миру с действующим паспортом, а не носить в кармане липовую бумажку с красивыми гербами, наконец, заниматься законным бизнесом, а не изобретать обходные схемы. Поэтому, если все это будет предложено и чем-то гарантировано, результат может оказаться очень быстрым. Правда, чтобы чувства нормального обывателя пересилили ощущение страха и недоверия, предложения и гарантии нужны убедительные".
А ведь, опасения же тех, кто сегодня управляет анклавами, вполне понятны. Ведь после стремительного крушения режима Аслана Абашидзе, который казался абсолютным монолитом, уверенности в поддержке сограждан у руководства Южной Осетии и Абхазии явно поубавилось. Люди устают от статуса постоянного изгоя.
Если Саакашвили добьется мирного успеха в Осетии, это станет прецедентом, который проторит дорогу к аналогичному решению проблем Абхазии (хотя там уже намного всё будет сложнее).
Россию в этой ситуации устраивает или оккупация Южной Осетии собственной уголовно-военизированной армадой или, на крайний случай, сохранение статуса-кво, который будет характеризоваться постоянно тлеющим, но контролируемым конфликтом.
Но Саакашвили - это не Шеварднадзе с его трусливой осторожностью. Он загнал Путина в цугцванг, лишил его маневра и времени на обдумывание.
В политическом цейтноте Кремль уже начал допускать грубые ошибки. В Москве уже звучат голоса о том, что Цхинвали - это чуть ли не Брестская крепость, которую надо удерживать до последнего дыхания. Самое парадоксальное в том, что и Брест, и Цхинвали - не российские города!
В США и, особенно, в Европе Русню, между прочим, рассматривают (и совершенно справедливо!) как сугубо деструктивный фактор в решении не только этого, но и любых конфликтов на всём постсоветском пространстве.
Даже вполне жизнеспособный план приднестровского урегулирования, разработанный в Кремле в прошлом году, был торпедирован европейцами, с которыми заранее он не был согласован.
Русня должна, наконец, понять, что ей не дадут в одиночку решать судьбы целых народов, некоторые из которых входят теперь в число "новых соседей" ЕС (Молдавия - официально, страны Южного Кавказа - фактически, но скоро действие этого статуса распространится и на них).
Вашингтон после триумфа Саакашвили в Тбилиси и Батуми тоже саркастически рассуждает в том смысле, что "мы готовы учитывать российские интересы". А Русне остаётся только бессильно скрежетать зубами от такого мучительного унижения! Но ей не привыкать к этому! Вон как её унижают чеченские моджахеды!
Если Русня, как жадная крыса, позарится на южноосетинский сыр, то она ещё больше опозорится перед миром. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке! А мышеловка у Саакашвили очень надёжная: Made in USA.
И это унижение ещё дальше углубится, если Русня будет стараться сохранить сферу своего влияния в том виде, в котором она существует на сегодняшний день, не говоря уже о том, что это приведет к дальнейшему обострению данного кризиса.
Несмотря на определённую зависимость от неё руководств Южной Осетии и Абхазии, у Русни очень мало шансов удержать их под контролем!
На месте Русни надо добиваться не поддержания сомнительного статуса-кво, а максимально способствовать мягкой и безопасной интеграции Южной Осетии и Абхазии в грузинское правовое поле. И только под иностранные гарантии, но естественно, не российские.
Режимы всегда обречены (как, кстати, и режим самого Путина!) Поэтому надо говорить с народом Южной Осетии, а не с манкуртом Кокойты!
Юсуп Сандушаев
ИА "DAYMOHK