Саакашвили ветром носится по всей Грузии - от границ восточных, затем до южных и северных. Успевая между боевыми походами демонстрировать военные парады.
Вернув под контроль центра Аджарию, постреляв у «Красного моста», и до смерти напугав марнеульских азербайджанцев, войска Грузии взялись за неразумных осетин и высадились в понедельник в 23-х километрах от Цхинвали. Джавахетию и Панкиси пока не трогают, хотя по последней уже не раз прошлись бронетехникой и «зачистками». За этот «базар» пока отвечают российские спецслужбы и военнослужащие военной базы.
Грузинские войска перекрыли дорогу Владикавказ – Цхинвали в районе населенных пунктов Тквиави, Пхвени, Никози и Эредви. Всему виной - длинный язык российского генерала Святослава Набздорова, российского «смотрящего» в Южной Осетии. Он заявил, что намерен выдворить за пределы Южной Осетии грузинский пост, выставленный в приграничных селах, где преимущественно проживают грузины.
Если верить официальному Тбилиси, войска осуществили «контр контрабандный бросок», перекрыв доходную жилу московского ставленника в Цхинвали Кокойты, который потерял контроль над грузино-российским наркотрафиком.
Устроив «совет в Филях» в Гори, грузинские власти открыто намекнули на то, что в принципе готовы разоружить российские войска, если они попытаются оказать сопротивление силам правопорядка Грузии.
По ту сторону кавказского кордона сразу же заголосили: «Грузия собирается воевать с Россией». Да, но на своей территории.
«Ввод грузинских войск – провокация»,- отреагировали в Москве. В таком случае, чем является присутствие российских войск на территории Грузии, которые охраняют неподконтрольные Тбилиси режимы?
Самым серьезным и жестким в понедельник был генпрокурор Грузии Ираклий Окруишвили:
«Закончилось то время, когда Грузии диктовали свои условия российские миротворцы и осетинские сепаратисты. Никто не сможет говорить с Грузией на языке ультиматумов», - подчеркнул он в ответ на возмущение Москвы действиями Тбилиси.
Не менее прямолинеен был и министр МВД Барамидзе:
«Я хочу заявить с полной ответственностью - Грузия применит все силы, чтобы не допустить срыва мероприятий, направленных против контрабанды и не допустить, чтобы посты, созданные с целью борьбы с контрабандой, были упразднены с применением силы российскими подразделениями».
И далее – «Мы намерены применить оружие, если этим постам кто-то будет угрожать силой... Мы ни на кого не нападаем, но сделаем все, чтобы и на нас никто не напал… Положение острое и довольно сложное и поэтому было решено информировать об этом общественность».
Увидев такую решительность, Москва стала оправдываться. Заместитель главкома Сухопутных войск России по миротворческим силам генерал-лейтенант Валерий Евневич поспешил категорически опровернуть, какую-либо возможность силовых действий со стороны так называемых «российских миротворцев, не предусмотренные имеющимся мандатом».
«Насколько мне известно, никаких заявлений о намерении ликвидировать пост в селе Тквиави генерал-майор Набздоров не делал, да и не мог делать: политические решения по ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта принимаются не военными, а на уровне глав государств, миротворцы действуют только на основе распоряжений СКК», - заявил генерал.
В свою очередь генерал Набздоров указал, что 2 июня на заседании СКК он намерен довести до сопредседателей комиссии «все, что касается непродуманных и опасных для дела мира в регионе действий грузинской стороны, и потребовать соблюдения всеми сторонами конфликта порядка, установленного в этом регионе соответствующими соглашениями, в том числе ликвидации постов грузинской полиции в селах, в которых они выставлены без согласовании с СКК».
После публичного отказал Москвы изгнать грузин с блок-постов под Цхинвали, Саашвили сменил гнев на милость и отдал приказ об отводе войск и тяжелого вооружения от административной границы с Южной Осетией, оставив на всякий случай 500 солдат и кое-какую бронетехнику.
Неожиданные маневры грузинского президента, который продемонстрировал неприятный для Москвы и Цхинвали оскал Тбилиси, показали, что российское руководство было просто не готово к таким действия со стороны Саакашвили.
Торопливость и хаотичность заявлений российских генералов лишь укрепили это мнение, а нервозность в Москве продемонстрировала, что у России нет серьезных политических аргументов против Грузии в случае реального вода грузинских войск в Южную Осетию.
Пока не ясно ждать ли Кокойты приезда Игоря Иванова, но то, что Тбилиси торопится решить вопрос с Цхивали и явно располагает некой стратегией в своих действиях вполне очевидно.
Имеют ли к этой торопливости сроки пуска нефтепровода Баку-Джейхан, так же станет ясно уже этим летом, так как труба должна заработать этой осенью.
Дата Туташхиа, Тбилиси.