Среди беженцев в Азербайджане чеченцы – на первом месте по количеству, если не считать внутриперемещенных лиц, граждан Азербайджана; вслед за чеченцами идут афганцы, иранцы, иракцы и единицы других. Но их положение – катастрофично.
В 1991 году Азербайджан провозгласил независимость, а с 1992 года избавился от оккупационной российской армии. Однако прошлое на этом постсоветском поле по-прежнему доминирует над настоящим. В Азербайджане вывески на витринах магазинов, как правило, на азербайджанском и английском языках, но в стране до сих пор господствует «русский дух». Это в первую очередь отражается на чеченских беженцах. Несмотря на то, что россияне испытывают ксенофобию в первую очередь именно к азербайджанцам (чеченцы, как ни странно, до войны, согласно статистике, были только на втором месте), в самом Азербайджане чеченские беженцы пребывают в весьма незавидной ситуации.
Еще в президентский период Джохара Дудаева чеченцы приняли у себя бесплатно десятки тысяч беженцев из Азербайджана (Нагорный Карабах), а когда с 1999 года двинулся в Азербайджан поток чеченских беженцев, цены на жилье были многократно взвинчены.
В Чечне идет самая человеконенавистническая война и геноцид, и, несмотря на это, чеченские беженцы, спасшиеся в Азербайджане, попали вновь в самое незавидное положение, если по сравнению с беженцами из других стран. Они явно дискриминируются по признаку национальности. Вследствие такой дискриминации, из более чем десятитысячной общины чеченских беженцев в Азербайджане осталось несколько тысяч, несмотря на продолжающуюся войну на родине. По данным УВКБ ООН, в настоящее время в Азербайджане 7 800 чеченских беженцев, в то время как сами чеченские беженцы считают, что их как минимум в два раза меньше. Чеченские беженцы, у которых чудом сохранилось имущество в Чечне, продают его и эмигрируют на Запад, подальше от России. Единственная привилегия у чеченских беженцев в Азербайджане – это безопасность, да и здесь бывают исключения.
Поначалу чеченские беженцы в Азербайджане не испытывали особой нужды, так как им, до трагедии в Америке 11 сентября 2001 года, помогали неправительственные благотворительные организации, выдавая и развозя нуждающимся продукты питания и лекарства. Однако даже до этих событий периодически проводились полицейские рейды с «ревизией» чеченских беженцев. Эти домогательства правоохранительных органов Азербайджана были пресечены при помощи публичных акций протеста, с проведением пресс-конференций, где ведущую роль сыграла проживавшая в Баку вдова Джохара Дудаева – Алла.
После 11 сентября благосостояние чеченских беженцев истощилось. Мюзикл «Норд-Ост» тоже сыграл какофонию по чеченским беженцам в Азерюайджане. В октябре 2002 года, в связи с захватом театрального центра в Москве, официально закрылось Представительство ЧРИ, и чеченские беженцы лишились одного «крыла». Они остались под другим «крылом» – Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН).
Беды чеченских беженцев начинаются сразу же при въезде на границу Азербайджана, где каждый негражданин Азербайджана должен заплатить мзду ценой в 50 рублей (почти 2 доллара). Раньше эта плата взималась открыто только за въезд, а теперь - и за выезд из страны. Причем есть случай, когда уезжающие чеченские беженцы, пожаловавшись на свою нелегкую судьбу и крайнюю ограниченность средств, все равно не были освобождены от вынужденной платы. Им стали показывать заранее заготовленные на такой случай фотографии азербайджанских беженцев или внутриперемещенных лиц, которые ютятся в палатках. Пограничники «объяснили», что только их граждане – беженцы, а чеченцы – нет.
Из-за того, что в Азербайджане 800 000 внутриперемещенных лиц из Нагорного Карабаха, работу найти крайне сложно, а трудоустройства со стороны УВКБ ООН вообще нет. Беженцы буквально выживают, рассчитывая только на себя, но в основном – при помощи родственников, проживающих за пределами Азербайджана.
Самый тяжелый вопрос для чеченских беженцев – вопрос жилья. Им не сдают квартиры без предоплаты, а с маленькими детьми, как правило, вообще не пускают. Цена на сколько-нибудь человеческое жилье в Азербайджане достигает 100 долларов в месяц.
Официальный прожиточный минимум в Азербайджане - около 50 долларов на человека, хотя фактически эту цифру следует поднять до 100. В то же время среднемесячная зарплата составляет около 20 долларов. А финансовая помощь беженцам начисляется от 60 до 100 долларов в месяц, в зависимости от состава семьи и то только по трехмесячным периодам, с трехмесячными перерывами. За эти три месяца с беженцев сдирают три шкуры, чтобы их как шелковых подготовить к новой трехмесячной «милостыне». Недовольных порой исключают из списков помощи, чтобы вернуть в «благоразумное» состояние. Деньги, начисленные в УВКБ ООН беженцам, полностью уходят в карманы хозяев квартир - местных азербайджанцев.
При годовом бюджете в несколько миллионов долларов, УВКБ ООН не может или хочет оказывать достаточную помощь беженцам, в особенности чеченским. По комментариям ее высокопоставленных лиц, львиная доля этих средств уходит на беженцев-граждан Азербайджана, хотя они находятся на попечении государства. Если сопоставить общее число тех, кому оказывается помощь по тем самым трехмесячным периодам, с общим зарегистрированным числом беженцев в УКВБ ООН, то получается, что помощь никогда не превышает десяти процентов беженцев. Чеченские беженцы в Азербайджане, несмотря на каждодневное убытие (прибывающих меньше), почему-то получают помощь, не превышающую десятой их части?! Некоторые беженцы, зарегистрированные в УВКБ ООН в Азербайджане с самого начала войны в 1999 году, до сих пор не получили ни одной денежной купюры от УВКБ ООН.
Вообще, в УВКБ ООН отношение к чеченским беженцам некорректное, а порою и грубое, - как ко второсортным людям. В один из бурных дней протестов беженцев на дверях офиса УВКБ ООН висела вывеска с печатью: «УВКБ ООН переживает финансовые затруднения и не в состоянии оказать помощь всем нуждающимся, по причине отсутствия финансовых ресурсов. Примите к сведению, что Ваш мандатный статус беженца не дает права на финансовую помощь. УВКБ ООН будет оказывать чисто юридическую защиту в рамках сотрудничества с Азербайджанскими властями. Примите к сведению, что ни одна страна, принимающая мандатных беженцев, не выразила желания принимать беженцев из Российской Федерации, Чеченской Республики. Таким образом, УВКБ ООН не может рассматривать переселение в третью страну как возможное для Вас решение».
Диалектика вершителей судеб беженцев в Азербайджане особенно показательна в связи с медицинским обслуживанием беженцев. В открытой для них специальной бесплатной поликлинике выдают одни и те же лекарства от разных болезней или просто витамины. В поликлинике вывешен список тринадцати наименований болезней, по которым оказывается помощь, а остальные болезни должны вылечивать сами обнищавшие беженцы. Как производится лечение, демонстрирует случай: один пациент, обратившись в эту поликлинику с жалобой на головную боль, получил для лечения мазь от грибка ног!
Иногда, правда, редко, гуманитарная помощь в УВКБ ООН вообще выражена выдачей старой одежды или постельных принадлежностей самого захудалого качества.
Что касается международного статуса беженца, то он выдается чеченцам, несмотря на геноцид на их родине, только в редких случаях, в то время как другим беженцам, как правило, - беспрепятственно. Смена одного представителя УВКБ ООН в Азербайджане, Дидье Лея, в прошлом году, на нынешнего Богдана Нахайло, по сути, ничего не изменила.
Ситуация с самыми беззащитными беженцами – детьми - вообще доходит до курьеза. В Азербайджанской Республике, в нарушение Конституции, не выдают метрики при рождении чеченских детей. Из этой ситуации беженцам приходится выкручиваться при помощи взяток, иначе невозможно выехать из Азербайджана с собственными детьми. До недавнего времени чеченских детей, как правило, не пускали в местные школы. Только с 2003 учебного года учебу детей восстановили. Правда, в Баку функционирует и несколько специализированных школ для чеченских детей, с учительским составом в несколько человек, но эти школы в любой момент могут закрыть.
Единственное место в Азербайджане, где чеченские беженцы могут получить хоть какую-то правовую защиту, – это Правозащитный Центр Азербайджана, возглавляемый его директором Эльдаром Зейналовым. Что касается правительства Азербайджана, то президент Ильхам Алиев, сменивший своего отца Гейдара Алиева на этом посту, явился последовательным продолжателем политики своего предшественника. Потому со сменой президента судьба чеченских беженцев в Азербайджане нисколько не изменилась.
Одинокие чеченские беженцы порою перерастают в глазах опекунов беженцев в одиноких боевиков, так как по негласному решению УВКБ ООН одинокий, т.е. бессемейный, чеченец в Азербайджане – это боевик. Получается, что чеченцы, ведущие в одиночку неравную войну с Россией, единственные не получают международный статус беженца в Азербайджане. Вот уж, поистине одинокость народа, под гербом с одиноким волком.
Многочисленные жалобы по разным инстанциям, публичные протесты, создание неправительственных организаций не помогли чеченским беженцам. Получается парадоксальная ситуация: что чеченцы, обвиняемые российской пропагандой в причастности к мафиозно-террористической сети, в Азербайджане сами вынуждены указывать на законы и Конвенции сотрудникам УВКБ ООН, которые в своем мафиозно-бюрократическом аппарате ограничивают беженцам (особенно чеченским) помощь. И это – при том, что, будучи в состоянии психической подавленности, с ежедневными известиями о чудовищных преступлениях российской военщины на родине, чеченцы не совершили за это время в Азербайджане ни одного террористического акта или сколько-нибудь кровавого организованного преступления.
В сентябре прошлого года все негодование вылилось в специальное обращение к Верховному комиссару ООН по делам беженцев Рууду Любберсу, подписанное пятьюдесятью активистами от имени всех чеченских беженцев в Азербайджане. В нем, в частности, говорится, что работа местного офиса УВКБ ООН имеет дискриминационный характер; что помощь получают только до 10 % чеченских беженцев; что чеченских детей не пускают в школы Азербайджана; что десять лет назад азербайджанские беженцы из Нагорного Карабаха жили в Чечне бесплатно, а сейчас чеченцы в Азербайджане платят за жилье в два раза дороже; что международный статус предоставляется беспрепятственно всем беженцам, кроме чеченцев; что некоторые чеченцы из-за недостатка средств вынуждены возвращаться на верную погибель в Чечню; что чеченцы от безнадежности даже сдают за деньги собственную кровь; и что, наконец, корни всех бед они видят уходящими в Кремль. Обращение завершается отчаянным вопросом: «Что плохого сделали чеченские беженцы Организации Объединенных Наций? В ожидании ответа мы погибаем».
Обращение привело лишь к кадровым изменениям в системе УВКБ ООН в Азербайджа не, но не улучшило положения беженцев. Обещания, что с 2004 года ситуация поправится почти не оправдались. Лишь появились бесплатные курсы в УВКБ ООН по обучению компьютеру, бухгалтерскому учету, английскому языку и т.д. Однако до сих пор у беженцев, даже у обучающихся, нет бесплатных проездных документов, что препятствует учебе на курсах.
Таким образом, судьба всех чеченцев, что на родине, что в изгнании, оказалась, по сути, единой. Только на родине чеченцы проливают кровь, а за пределами у них пьют ее.
20 июня, объявленный Организацией Объединенных Наций как Всемирный день беженцев, исстари почитается на Кавказе как день Прометея. Считается, что именно 20 июня он совершил свой бессмертный подвиг. Также 20 июня 1840 года на вершине горы Арарат произошло землетрясение и сход лавин, в результате чего обнажился Ноев ковчег.
Сильным мира сего надо бы не забывать этого, ведь, как говорит российская правозащитница Валерия Новодворская, сегодня от стойкости чеченцев зависит судьба всего человечества. Что говорить на этом фоне о Закавказье, который тотчас же окажется под российской оккупацией, как только чеченцы сложат оружие в Чечне, ибо лишится на юге тыла. Суверенитет Азербайджана зиждется на чеченском оружии.
Еще в годы сталинских репрессий был план не депортировать, а «нечаянно» утопить всех чеченцев в Каспийском море, загнав их прежде на паромы, якобы для переправки через море. Сегодня на пляжных берегах Азербайджана вы не найдете служб спасения, ведь, как говорил герой романов русских писателей И.Ильфа и Е.Петрова: «Дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих».
Март-Апрель 2004
Хьачароевский Ахьмад