Первый Президент Чеченской Республики Ичкерия и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами ЧРИ генерал Джохар Дудаев стал Шахидом на пути Всевышнего Аллаха в возрасте 52 лет (15.04.1944 – 21.04.1996). Почти 52 года прожил на этой грешней земле и второй Президент ЧРИ поэт Зелимхан Яндарбиев (12.09.1952 – 13.02.2004), ставший также Шахидом на пути Всемогущего Творца, который был не только правопреемником Джохара Дудаева на посту руководителя чеченского государства, но и его самым верным соратником и другом при жизни. Нетрудно также заметить, что оба чеченских президента родились и погибли именно в високосные годы. Чем не знамение Аллаха для людей верующих?
Мне кажется, что каждый благоразумный чеченец должен искренне гордиться своей принадлежностью к народу, который вырастил таких Великих Сынов с большой буквы, как Бессмертные Шахиды Джохар и Зелимхан. Пусть Аллах примет их священный газават!
Об этом красноречиво свидетельствует и тот факт, что, например, Джохар Дудаев при жизни и после смерти от благодарного чеченского народа получил немало прекрасных имён-эпитетов: «бессмертный шахид», «великий мученик», «великий сын великого чеченского народа», «вуьззина къонах» («настоящий мужчина»), «глашатай свободы», «живая легенда», «знамя священного газавата», «историческая личность», «легенда, которая ушла в вечность», «лидер чеченского народа», «могучий человек», «национальный герой», «нур лепа жовхIар» («ослепительный жемчуг»), «одарённый военачальник», «символ Чеченского Сопротивления», «первый генерал», «первый генералиссимус», «первый президент», «человек-волк», «человек-метеор» и так далее.
Например, литовский поэт Бернардас Браздженис назвал Дудаева «рыцарем чести и отваги». Даже русская поэтесса Наталия Лефанова усмотрела в Джохаре вождя, «который - как стрела», «который ликом – строг», «который духом князь», «который сердцем – волк»!
А вот известный чеченский поэт Билал Алканов посвятил своему именитому соплеменнику прекрасный сонет под названием «Монолог Джохара Дудаева»:
«Я родился с мечтой о чеченском народе,
Жил, свободу Чечне добывая горбом.
Если раб не стремится к желанной свободе,
Он, по сути, является трижды рабом…
Не страшит заточенье в могильную «келью»
Тех, кто духом высок, как паренье орла…
В бренный мир я входил с предназначенной целью
И сгорел, чтоб орбиту она обрела!
Ведь, горит моя цель, как Джихада созвездье –
Для чеченцев меня заменивший «амир»…
Зреет в недрах Чечни для России возмездье:
На русизма костях грянет праведный пир!
Потому обращаюсь к соратникам смело:
До конца доведите священное дело!..».
Джохар Дудаев – это Человек с большой буквы, который «родился с мечтой о чеченском народе» и «жил свободу Чечне добывая горбом»; это Президент с большой буквы, который «в бренный мир входил с предназначенной целью и сгорел, чтоб орбиту она обрела»; это Шахид с большой буквы, который «духом высок, как паренье орла». Поэтому нет сомненья в том, что «зреет в недрах Чечни для России возмездье: на русизма костях грянет праведный пир!».
А вот лучшим памятником от благодарных потомков для Человека, Президента и Шахида Джохара Дудаева, сына Мусы из Ялхороя (Дудин Мусин ЖовхIар), будет постоянное напоминание его прижизненных крылатых слов: «Если раб не стремится к желанной свободе, он, по сути, является трижды рабом», а также прямое следование его предсмертному завету: «До конца доведите священное дело!..».
Шамиль Абуев, журналист,