Америка ищет нового Саддама

Америка ищет нового Саддама

"Конечно же, им не нравится жить под оккупацией. Мне бы и самому это не понравилось"

(президент США Дж. Буш на пресс-конференции в Белом доме 13 апреля).

 

"Оккупационным силам требуется полноценный диктатор для работы в стране Ближнего Востока. Он должен иметь хорошие отношения с неоконсерваторами в Вашингтоне, а также опыт подавления инакомыслия любого рода. Необходима способность работать в условиях давления. Работодатель обязуется рекомендовать служащего в качестве демократа. Посылайте Ваши резюме по адресу: Полу Бремеру, Временная администрация коалиции, Зеленая зона, Багдад. Все сообщенные Вами сведения останутся строго конфиденциальными".

 

Подобное объявление не появилось – пока еще. Однако, учитывая сложившуюся ситуацию в Ираке, когда случилось казавшееся совершенно невероятным событие - шииты и сунниты объединились - это было бы единственным оставшимся у США выходом.

 

Временный правительственный совет Ирака (IGC), назначенный американской администрацией, не имеет ни власти, ни легитимности. Переговоры ведутся не с ним, а с влиятельными религиозными деятелями – представителями шиитов или суннитов (в зависимости от того, о каком районе идет речь). Члены правительственного совета запуганы настолько, что могут произнести лишь несколько слов, критикуя оккупацию.

 

Кроме того, американцы поставлены перед фактом, что оснащенные Временной администрацией коалиции силы безопасности Ирака или куда-то исчезли, или же они отказываются сражаться и, более того, переходят на сторону сопротивления. По суровой логике любого национально-освободительного движения, в настоящее время любой иракец, выполняющий какую-либо работу для иностранцев, рассматривается как "коллаборационист" и, соответственно, может быть взят в плен или убит. Подавляющее большинство иностранцев – гражданских лиц, оказывавших помощь Ираку, вынуждено покинуть страну.

 

Для всего арабского и мусульманского мира суннитская Фаллуджа ("город мечетей") и священный шиитский Наджаф стали символами хорошо организованного широкомасштабного сопротивления. В настоящее время морские пехотинцы США могут "утихомирить" Фаллуджу, лишь стерев ее с лица земли. Парадокс состоит в том, что твердолобые американские ястребы, рвущиеся взять Моктаду Садра "живым или мертвым", сами же вынуждены вступать с ним в переговоры.

 

Что происходит в Фаллудже и Наджафе?

 

По сведениям, полученным агентством "Asia Times Online" от жителей Фаллуджи, то, что происходит в городе в последнюю неделю, можно назвать "новым Дженином" в память о трагических событиях апреля 2002 года, когда сионисты атаковали палестинский лагерь. Осама Салех аль-Тикрити, стоматолог из Багдадского госпиталя, говорит, что в Фаллудже были убиты, по меньшей мере, 600 мирных жителей, а ранены около 1500. Доктор Абед аль-Иллах, являющийся представителем Исламской партии Ирака, которая входит в состав Временного правительственного совета, кровный враг Саддама Хусейна, заявил, что "около 350 из 600 убитых – женщины и дети. Одному ребенку было всего лишь 8 месяцев. Многие умерли от нетяжелых ранений – этих людей можно было бы спасти, если бы им была своевременно оказана медицинская помощь".

 

Арабский народ (но не трусливые правительства) сравнивает заместителя консула Пола Бремера с Саддамом и говорит о происходящем в Фаллудже геноциде. Ужасающие кадры, показывающие, что происходит в этом городе, демонстрирует канал "Аль-Джазира". Вероятно, именно поэтому американцы требуют от его сотрудников покинуть Фаллуджу.

 

Что тревожнее всего, неоконсерваторы в Вашингтоне выступают с призывами стереть Фаллуджу с лица земли. Их больше всего бесит тот факт, что восстание в городе, заставшее их врасплох, стало быстро распространяться на Восток, от Евфрата до самого Багдада. Каждый из жителей деревень, оказавшихся в этом районе, служивший в свое время в иракской армии, имеет оружие и способен причинить американцам много неприятностей.

 

Морские пехотинцы пытаются повторить операцию по захвату Фаллуджи, закрывая глаза на то, что они при этом совершают военное преступление и могут вызвать гуманитарную катастрофу. Из 300 тысяч жителей Фаллуджи до 60 тысяч могут стать беженцами. Это новая кровавая баня.

 

Между тем, в Наджафе продолжаются лихорадочные попытки наладить контакт между Временной администрацией коалиции Бремера и силами Моктады Садра. В этих попытках принимают участие все, начиная от Верховного совета исламской революции в Ираке до сына верховного аятоллы Али Систани Ридхи.

 

Согласно Аднану аль-Асади, второму лицу в шиитской партии аль-Дава, посредники сталкиваются с серьезной проблемой: садровская "Армия Махди" не распущена, однако возвращает оружие американцам. У ее бойцов будет возможность "раствориться" среди мирного населения, чтобы вновь появиться в подходящий момент, как обычно делают партизаны.

 

В обмен на разоружение "Армии Махди" американцы передают дело об убийстве прозападного шиитского религиозного деятеля Абдул Маджида аль-Хое, совершенном год тому назад, в котором подозревается Моктада Садр, на рассмотрение судебным органам Ирака. Однако такая передача должна состояться лишь после 30 июня – дня, когда США планируют передать управление страной иракскому народу. Иракская полиция вновь взяла на себя контроль за безопасностью в Наджафе (при этом сама эта полиция контролируется людьми, верными Садру). Американцы по-прежнему остаются за пределами священного города.

 

Подобное решение противоречит тому, что говорят в Зеленой зоне. Бремер все отрицает. Он заявляет, что у Садра есть лишь три выхода: сдаться, быть арестованным или погибнуть, оказав сопротивление аресту. Вокруг Наджафа уже собрались свыше 2500 американских солдат, а также танки и артиллерия. Все это войско готово к тому, чтобы взять Садра "живым или мертвым".

 

Однако, согласно иранской газете "Базтаб", Систани в своем письме уже предупредил американцев, что если они атакуют священные города Наджаф и Кербеллу, то в бой вступит Хавза ("шиитский Ватикан"). Систани достаточно лишь сказать слово или издать фетву.

 

Посредники знают лучше других, что ковбойский призыв "взять Садра живым или мертвым" неосуществим или, во всяком случае, неразумен. В Ираке существует народное движение, корни которого уходят в начало 90-х годов. Генералам, сидящим в Зеленой зоне Багдада, следовало бы предпринять непродолжительное путешествие в Город Садра (ранее – Город Саддама), район, расположенный там же, в Багдаде.

 

Они бы увидели, что люди там крайне бедны, им нечего терять, они полны ненависти и не будут дважды думать, прежде чем решатся стать мучениками. Если убить одного Садра, появятся тысячи новых. Моктада Садр готов принять мученическую смерть. Это перекрывает другой кажущийся возможным путь: высылку мятежного лидера в Иран.

 

Моктада Садр и превентивная война Пентагона

 

Официально Пентагон и Временная администрация коалиции заявляют, что бойцы Моктады Садра – всего лишь "горстка террористов" и "угроза иракской демократии". Однако предпринимаемые по борьбе с Садром меры могут являться всего лишь частью стратегии Пентагона, направленной на то, чтобы сделать Ахмеда Чалаби новым Саддамом, исполняющим роль премьер-министра Ирака после 30 июня.

 

Другой частью этой стратегии является "мягкий вариант" устранения еще одного конкурента Чалаби – Ияда Алави, представителя партии Иракского национального согласия. Алави ушел в отставку из-за того, что его сторонник в министерстве внутренних дел был уволен Бремером. Алави был человеком ЦРУ и Госдепартамента в последние годы эпохи Саддама, "специалистом" по военным переворотам. Находившийся же в то время в ссылке Чалаби слывет "золотым мальчиком" Пентагона.

 

Временная администрация коалиции, насколько известно – гнездо неоконсерваторов. Алави нейтрализовали, скорее всего, потому, что Пентагон хочет любой ценой посадить Чалаби в кресло Саддама. Вместе с тем, Аллави можно считать таким же конкурентом Чалаби, как и Садра. Он также руководит милицией, которая, правда, не является "угрозой демократии". И неудивительно: она направлена в Ирак непосредственно Пентагоном.

 

Чего хотят неоконсерваторы?

 

Сейчас совершенно ясно, что восстание во главе с Моктадой Садром стало ответом на шаги, предпринятые Бремером. Первый ход в игре был сделан Временной администрацией коалиции. Садр успешно контратаковал.

 

Мишель Шварц, профессор социологии Государственного университета Нью-Йорка, эксперт в области народных волнений и восстаний, изложил суть происходящего в наиболее сжатой форме: "Факт состоит в том, что милиции удалось полностью захватить 5 городов (их население составляет, как правило, менее 200 тысяч человек, но тем не менее это города), и при этом почти не было жертв среди гражданского населения. Это свидетельствует о четырех признаках нынешней ситуации в Ираке: во-первых, силы коалиции пользуются в городах весьма слабой поддержкой, несмотря на то, что в их распоряжении был год, чтобы завоевать симпатии населения. Во-вторых, вновь созданная полиция не имела ни желания, ни возможности сопротивляться повстанцам. Такая полиция вряд ли способна гарантировать соблюдение законов и порядок. В-третьих, население этих городов оказало повстанцам молчаливую или даже открытую поддержку, невзирая на их отношение к идеям построения исламского государства и к личности самого Моктады Садра. В-четвертых, повстанцы действительно хорошо организованы, и останутся важной силой даже в случае, если в этот раз потерпят поражение".

 

В своей войне против широкомасштабного народного сопротивления американцы могут полагаться теперь лишь на одного союзника – курдов. Однако последние находятся далеко, в своих горах на севере, и остаются безразличными к сражениям, которые ведут арабы. Курдов больше волнует другое: как подготовиться к будущей неизбежной войне против турок.

 

Сейчас Вашингтон узнал, что такое ассиметричная война. Чем больше репрессий совершают американцы в Ираке, тем большее число людей пополняет ряды сопротивления. Если Садр станет мучеником, Ирак окончательно превратится во Вьетнам.

 

Однако, возможно, именно этого и хотят неоконсерваторы. По логике тотальной войны, в этом случае их следующим шагом станут интервенции в Сирию и в Иран – в случае, если Буш будет избран на второй срок. Возможно, неоконсерваторы создают такие условия, в которых станет невозможным исполнение обещанного ими же плана: "передачи суверенитета" 30 июня. Для борьбы с "террористами" в Ирак будут отправлены новые отряды американских войск, которым предстоит сражаться в Фаллудже, восточном Багдаде и на шиитском юге. Тотальные войны никогда не кончаются.

 

Однако и у иракцев есть козыри в руках. Если деятельность Временного правительственного совета потерпит полный провал, "король" (оккупационные силы) "окажется голым". Тогда вокруг Зеленой зоны могут собраться миллионы людей, требуя от оккупантов убираться домой.

 

К сожалению, у американских военных есть дурная привычка воспринимать иракцев, да и арабов в целом, как "недочеловеков". Проиграв на политическом фронте, они могут прибегнуть к грубой военной силе. Возможно, Ираку предстоит стать Сталинградом, Вьетнамом, Дженином и Чечней, вместе взятыми. И никто не сможет предотвратить этого, а менее всего – новый Саддам.

 

Пип Эскобар

Atimes.com

Источник - Ислам.Ru