Так в своей поэме назвал Джохара поэт Бернардас Браздженис. Сегодня, 15 апреля, Джохару Дудаеву исполнилось бы 60 лет. Трудно себе представить Джохара пожилым человеком, ибо всем, кто знал его и видел, он запомнился таким, каким ушел от нас тропою света, став бессмертным шахидом на пути Всемогущего Творца, на пути свободы и справедливости. Таким - сгустком человеческой энергии, с духом, твердым как горный гранит, со взглядом, в котором никогда, даже в самые трагические минуты не замечено было отчаяния, суждено ему сохраниться в памяти, а затем, с приходом новых поколений, и в истории чеченского народа.
"Человек-волк" - говорят чеченцы о таких людях, подразумевая бесстрашие и непреклонность, присущие волку. Давным-давно, более 130 лет назад русский историк Кавказских войн В. Потто писал: "Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все - безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадется он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона". Джохар не только сам был таким, но этой высочайшей энергетикой героизма заряжались все его соратники, все воины, которых он вел к свободе. Чеченский поэт писал о нем в октябре 1995 года:
Волк одинокий под луной
Избрал ночлег в тиши нагорья…
И цепь следов из ран и горя
Осталась за его спиной.
И слышится из гущи скал,
Среди природного молчанья
Сквозь сон свирепое рычанье
Трясущее клыков оскал.
Тревожных сновидений суть -
Той стаи дерзостной остатки,
Которая в смертельной схватке
Умела мужеством блеснуть.
Без меры - бесится орда,
При счете псам - предел неведом,
Но волк привык давно к победам
И не смирится никогда!
В бою от огненных собак
Со славой приобрел ожоги,
Соратников уже немного,
Их в битву тянет вновь вожак.
…Волк одинокий под луной -
Свободы бесконечной символ…
И каждый, кто когда-то с ним был,
Под пули уведен войной.
В предельно эгалитарном чеченском обществе, никогда не знавшем сословных привилегий, человек мог и может стать подлинным вождем народа только благодаря личным, многократно проявленным качествам, которые для чеченца легко суммируются в понятие "къонах". Трудно перечислить все качества, которые входят в этот емкий и многогранный термин, гораздо проще перечислить, кто не может быть "къонахом". Им не может быть трус, предатель, политический интриган, почитатель земных богатств, грубиян, тот, кто забыл этикет и обычаи предков. Даже самые лютые враги Джохара не могли обвинить его хотя бы в одном из этих пороков, и это значит, что Джохар был и останется для чеченцев истинным "къонахом", а это звание в восприятии народа гораздо выше звания Первого президента свободной Ичкерии и Первого генералиссимуса.
Пройдя с достоинством путь народного лидера и воина, даже смертью своей Джохар создал бесценное сокровище, которое оставил грядущим поколениям чеченцев - идеал вождя и бойца. Это ощущение у некоторых, самых чувствительных к историческому току натур, было сильно еще при жизни Джохара - они чувствовали, как из сотен его поступков и слов, вплетенных в трагическую современность, складывается живая легенда, чья сила в полной мере проявит себя в грядущем. Наталия Лефанова, русская поэтесса из Грозного, в стихотворении "Джохар" в полной мере уловила это ощущение:
Восстала нетерпенья дрожь,
И рвутся удила.
Нам ясен путь, нам нужен вождь,
Который - как стрела!
Нам нужен вождь, чей взгляд как нож,
Вонзиться б в сердце смог,
Нам для Джихада нужен вождь,
Который ликом - строг!
Нам нужен вождь, как чистый дождь,
Скопилась мерзость в нас,
Нам для Джихада нужен вождь,
Который духом князь!
Тот страх не в силах превозмочь,
В ком голос предков смолк.
Нам для Джихада нужен вождь,
Который сердцем - волк!
И кружат зикры день за днем
На наших площадях,
Зеленым мечется огнем
Уже готовый стяг.
Уже готовый пьедестал
Вцепился в твой сапог.
-Восстань Джохар!
И ты - восстал!
И быть собою перестал,
И стал - и вождь и волк.
Адлан Бено,