Сорос: «У Буша не политика, а персональная вендетта»

Сорос: «У Буша не политика, а персональная вендетта»

Джордж Сорос является основателем глобальной сети фондов для поддержки открытых обществ. Его новейшая книга - "The Bubble of American Supremacy"

 

4 апреля 2004 года. У администрации Буша-младшего (George W. Bush) имеется привычка вести персональные вендетты против тех, кто критикует ее политику, но кусочек за кусочком накапливаются свидетельства того, что вторжение в Ирак было одной из самых грубых ошибок в истории США.

 

Если администрация не способна увидеть и признать свои ошибки, то она не может и корректировать свою политику.

 

Война в контексте борьбы с терроризмом является неправильной и вводящей в заблуждение метафорой. Эта метафора устраивала администрацию, потому что она подразумевала участие нашей военной мощи. Но для проведения военных операций нужна опознаваемая цель, предпочтительно, какое-нибудь государство. Как результат, война с терроризмом велась главным образом против таких государств, как Афганистан, которые укрывают террористов, но не против собственно террористов.

 

Представьте себе на мгновение, что события 11 сентября рассматривались бы как преступление против человечества. Мы стали бы преследовать в Афганистане Усаму бен Ладена (Osama bin Laden) (хотелось бы надеяться, с большим успехом), но мы не стали бы вторгаться в Ирак. И тогда сегодня наши военные не пытались бы в полном боевом снаряжении делать работу полицейских, и наши солдаты при этом не погибали бы.

 

Вышесказанное вовсе не значит, что нам не следует использовать военные средства для захвата террористов и, где возможно, предания их в руки правосудия. Но для того чтобы защититься от терроризма, нам нужны меры предосторожности, осознание грозящей опасности и разведывательная информация - а это все, в конечном итоге, зависит от поддержки населения тех стран, в чьей гуще действуют террористы. Объявлять войну тем самым людям, которых нам нужно рекрутировать для борьбы с терроризмом, это огромная ошибка. Мы обязательно создадим культ невинных жертв, и чем больше их будет, тем сильнее будет негодование, и тем выше шансы, что некоторые из этих жертв станут следующими преступниками.

 

Одиннадцатого сентября Соединенные Штаты были жертвой чудовищного преступления, и весь мир выражал нам спонтанную и искреннюю симпатию. Однако впоследствии, хотя мы, американцы, с большой неохотой это признаем, война с терроризмом привела в Афганистане и Ираке к большему числу невинных жертв среди гражданского населения, чем мы потеряли в ходе ударов по Всемирному торговому центру и Пентагону. Это сравнение редко делается в США: американские жизни ценятся иначе, чем жизни иностранцев, но это различие менее очевидно для людей, живущих за границей.

 

Война с терроризмом в той форме, в какой ее ведет администрация Буша-младшего, скорее приведет к постоянному состоянию войны, чем к ликвидации терроризма. Террористы невидимы; следовательно, они никогда не исчезнут. Они и в дальнейшем будут служить удобным предлогом для установления американского господства военными средствами. А это, в свою очередь, будет и дальше порождать сопротивление, создавая порочный круг эскалации насилия.

 

Важно помнить, что терроризм является рефлексивным феноменом. Его воздействие и развитие определяется реакциями жертв. Если жертвы терроризма реагируют на него тем, что сами становятся на путь преступлений, терроризм торжествует в том смысле, что порождает все новое насилие. Именно этого, должно быть, рассчитывали достичь фанатично воинственные исламисты, которые осуществили нападения 11 сентября. Позволив "войне" с терроризмом превратиться в наше главное занятие, мы играем прямо на руку террористам: Они - а не мы - устанавливают наши приоритеты.

 

Соединенные Штаты - самая могущественная страна на Земле. Хотя они и не могут диктовать свою волю всему миру, невозможно организовать международное сотрудничество без их руководства или, по меньшей мере, без их активного участия.

 

Соединенные Штаты проявляют большую, чем другие, осмотрительность в вопросе о том, каким должен быть наш мир. У других стран нет выбора: они должны реагировать на политику США. Это налагает на Соединенные Штаты уникальную ответственность: наша страна обязана заботиться о благополучии всего мира. США - единственная страна, которая способна повести за собой остальных в решении проблем, требующих коллективных действий: сохранение мира на Земле, обеспечение экономического прогресса, защита окружающей среды и т.п. В эту категорию попадают также борьба с терроризмом и контроль над оружием массового поражения.

 

Используя войну с террором как предлог для укрепления нашего военного превосходства, мы вступаем на путь раскручивающейся спирали насилия по схеме "терроризм-контртерроризм". Если бы вместо этого мы попытались показать пример поведения, основанного на принципах сотрудничества и поддержки, то могли бы не только сократить бедность, нищету и несправедливость в мире, но также получить поддержку в деле своей защиты от терроризма. Если бы мы это сделали, то больше всего выиграли бы от этого мы сами.

 

Los Angeles Times

ИноСМИ

© Kavkazcenter.com 2020