Сразу же разгорелась бурная полемика. "Нужно ли показывать такие кадры?" – сомневаются информационные каналы, для которых Ирак является одним из основных торговых фондов.
CBS и ABC начали в среду вечерние выпуски с трансляции сцены, снятой Associated Press в Эль-Фаллудже, где четверо гражданских сотрудников компании из Северной Каролины, работавших на оккупационную администрацию, были зверски убиты обезумевшей ордой. Однако они стыдливо подретушировали изображения трупов. Большинство других кампаний, в частности сети непрерывного вещания CNN и Fox News, ограничились показом подожженных машин и разъяренной толпы.
После гибели 18 солдат в Сомали в 1993 году американские телеканалы практически никогда не показывают тела погибших. Тогда зрелище морских пехотинцев, трупы которых волокли по улицам Могадишо, отвратило общественность от того, что должно было стать обычной "гуманитарной операцией", вынудив Билла Клинтона вывести свои войска. Этот эпизод открыл серию военных операций, в которых главным критерием успеха являлись "нулевые потери".
В 1994 году Клинтон отказался послать "джи ай" в Руанду. А главной заслугой генерала Уэсли Кларка, бывшего кандидата от демократов на пост главы Белого дома, считается то, что он выиграл войну в Косово без единой потери.
Жестокость терактов 11 сентября изменила этот параметр в планах Генерального штаба. Руководители убедили общественное мнение в необходимости вести войны за пределами страны, чтобы больше не подсчитывать жертвы терактов в самой Америке.
Население почти без возмущения встретило 593 гроба с телами американских солдат, прибывших из Ирака. Бесспорно, этому способствовала крайняя сдержанность СМИ. Родина-мать до сих пор видела своих погибших только на официальных фотоснимках, в красивой форме. Это было скорее результатом самоцензуры, нежели военной цензуры. В США последняя ограничивается тем, что запрещает снимать прибытие гробов на базу Довер в штате Делавэр.
Не скупящиеся на сцены насилия в придуманных сюжетах, телекомпании проявляют сознательность, когда речь идет о реальности – и о политике. Вчера несколько каналов обвинили New York Times – единственную газету, поместившую на первой полосе фотографию повешенных в Эль-Фаллудже, – в том, что она-де преследует "политические цели", поскольку является "левоцентристской" и не одобряет войну.
"Мы должны считаться с болью родственников и чувствительностью публики, особенно детей", – так оправдало свою позицию большинство руководителей телекомпаний, отвечая на вопросы журналистов.
Лишь Джим Мерфи, главный редактор службы вечерних новостей CBS, высказался за более откровенную подачу информацию: "Невозможно рассказать об этой истории, не показав огромной радости этих людей, терзающих тела и вешающих их на мосту".
Стыдливость крупных информационных компаний все чаще дает трещину из-за соперничества интернета, в котором любопытные могли со среды посмотреть видеокадры сцены в Эль-Фаллудже. Обет молчания нарушен, и политический эффект показа кадров налицо.
Это явно беспокоит Белый дом, официальный представитель которого, Скотт Макклеллан, попросил каждого "проявлять сдержанность".
Демократ Джон Керри, соперник Джорджа Буша, заявил: "Единые в скорби, мы также едины в своей решимости не допустить, чтобы враги победили".
В самом Ираке глава оккупационной администрации Пол Бремер обещал, что "эти жестокие преступления не останутся безнаказанными" и что они "не помешают продвижению к демократии в Ираке".
Однако события в Эль-Фаллудже отнюдь не свидетельствуют в пользу версии, которую в последние недели выдвигает Генштаб: дескать, теракты являются в основном делом рук иностранных исламистов. "Морские пехотинцы очень довольны тем, как идут дела в Эль-Фаллудже", – заявлял генерал Марк Киммитт накануне инцидента.
Вчера даже наиболее симпатизирующие Джорджу Бушу комментаторы выражали сомнения: "То, что иракцы чувствуют себя так свободно, увеча тела американцев перед камерами, это плохой знак", – пишет Wall Street Journal.
Но значит ли это, что "порог толерантности" общественного мнения пройден? В стратегическом плане Ирак по-прежнему гораздо важнее, чем Сомали, подчеркивают все комментаторы. Однако некоторые из них уже видят, какую цену Америке придется заплатить в геополитическом, военном и финансовом плане.
"В этом деле мы будем чувствовать себя все более и более одинокими", – предсказывает отставной генерал Энтони Зинни.
В предвыборной кампании это может повредить Бушу
Инопресса