Ученые утверждают, что человеческий мозг по своей структуре состоит из двух больших частей: ядра и коры. Ядро человеческого мозга неотличимо от мозга, например, крокодила, но стать кровожадными крокодилами человеку мешает кора головного мозга, где сосредоточены не только мыслительные способности, культурные и социальные стереотипы, но способность разумом обуздывать свои животные инстинкты и влечения.
Именно поэтому человек, потерявший способность контролировать свои эмоции, рано или поздно становится пациентом врача-психиатра. Любая неконтролируемая эмоция превращается в навязчивую идею, манию, идет ли речь о страхах, ненависти, чрезмерной привязанности к чему или кому-либо и т.п. То же самое можно сказать и об обществе. Если в том или ином обществе эмоциональная стихия выходит из-под контроля разума, появляются все основания говорить о психической болезни данного общества, о его маниакальном состоянии.
Элиты власти, обладающие техническими возможностями вывести то или иное общество из-под контроля (самоконтроля) разума, делают это, разумеется, не ради развлечения, а с целью подчинить максимально большое количество людей той политической или экономической доктрине, которая на данный момент является для элиты власти приоритетной. При современных информационных технологиях нет ничего проще внушить обществу любую заданную установку, причем с таким искусством, что люди, являющиеся объектами информационно-психотропной атаки, искренне считают навязанные им представления своими собственными убеждениями.
Происходит это по той причине, что громадное количество людей ныне живет попросту без твердых, базовых убеждений, против которых информационный натиск, деформирующий сознание, если и не бессилен полностью, то малоэффективен. Образовавшийся вакуум убеждений легко заполнить любым суррогатным содержимым, потому что совсем без убеждений человек не способен существовать: ему необходима мотивация поступков, какими бы безумными и преступными не были сами эти поступки.
Убеждения человека кристаллизируются вокруг его идентичности - религиозной, национальной, половозрастной и т.д. А поскольку общество - это сумма людей, то эта формула распространяется и на общество. Поэтому создать в человеке или обществе вакуум убеждений можно только одним способом - поколебать устойчивые признаки идентичности, выхолостить их идеологемами-однодневками, которые легко заменять новыми по мере необходимости.
Сейчас, как мы видим, в обществах, которые сами признают царящий в них кризис идентичности, при массированном воздействии информационных технологий внедряется усиленными темпами "антитеррористическая" фобия, причем, терроризм подается как "неотъемлемая сущность" одной из мировых религий. Но это на деле означает, что "антитеррористическая борьба" направлена не столько против терроризма как такового, сколько против религии, которая обвиняется в "идеологическом подпитывании" терроризма, и тем самым отождествлена с этим действительно опасным явлением.
Но было бы странным, если бы народы, ставшие объектами вооруженной экспансии, не реагировали на наносимые им удары. Стремление причинить боль тем, кто причиняет боль тебе - самое естественное на свете желание. Столь же естественно, что инициаторы экспансии предпочитают говорить только об ответных акциях, умалчивая о причинах, вызвавших эти ответные акции. Что касается причин, то здесь можно сказать предельно кратко: пустота стремится породить пустоту там, где еще сохранилась устойчивая идентичность, и общества не дают играть собой творцам различных маний.
М. Висаитов,