Учебник истории России переписывается под Путина

Министерство образования РФ недавно пообещало пересмотреть все 107 учебников истории, которые используются в российских школах, а учителя смогут выбирать лишь из трех учебников для каждого класса. Либерально настроенные учителя, издатели и историки выступают против этой инициативы, но их мнение по большей части игнорируют. В то время как они стремятся защитить интеллектуальную свободу, министерство выдвигает неопровержимый аргумент: пересмотр учебников - это желание президента. Об этом пишет газета The Washington Post.

 

Переписывание истории было важным компонентом большевистского проекта по переустройству мира. На протяжении десятилетий коммунистического правления СССР был страной с непредсказуемым прошлым. Коммунистическая идеология постоянно изменяла ход российской, да и мировой, истории. Событиям давнего и недавнего прошлого давали новую интерпретацию, искажали или вообще вычеркивали их на благо марксистской теории, чтобы гарантировать политическое господство коммунистической партии.

 

Общая идея Путина ясна. Он призывает к возвращению патерналистского государства, где фактически отсутствует политическая конкуренция, а возможность выражать независимое мнение - ограничена. Министр образования все понял и пообещал, что он не оставит места для "псевдолиберализма, направленного на искажение истории".

 

Министерство уже выбрало главный учебник по истории России XX века. В этой книге, которая, вероятно, останется единственным учебником, рекомендованным учителям, не упоминается о сталинских этнических депортациях (наверное, чтобы избежать "искажающих" аналогий с нынешней войной в Чечне), период красного террора ограничен 1936-38 годами, а годы правления Путина описаны в хвалебных выражениях. Если историю не переписывают более тщательно, то лишь из-за нехватки времени, полагает американское издание.

 

Режим Путина вынес на поверхность орды политических оппортунистов, как старых, так и новых. Новые стремятся извлечь выгоду, старые хотят реванша за период демократизации, когда их отвергали. В зависимости от своего происхождения и нынешних постов, одни ловят "шпионов", а другие вновь засекречивают советские архивы и переписывают историю.