Мурманская пресса сообщила в эти дни весьма любопытную информацию. В январе нынешнего года губернатор мурманской области России Юрий Евдокимов направил письмо министру МВД РФ, в котором просит освободить сотрудников ОМОНа при УВД Мурманской области от «командировок» в Чечню, хотя бы на один год.
Губернатор пишет, что с августа 1999 года состав мурманского ОМОНа непрерывно воюет в Чечне. На практике это выглядит так: почти половина находящихся в строю омоновцев - полгода на войне. Остальные в это время служат на Кольском полуострове. Потом - смена позиций.
Губернатор жалуется, что служить в таком режиме трудно даже молодым, здоровым, подготовленным людям. При этом питерский ОМОН, к примеру, по общей численности больше мурманского в 10 раз. Но людей в Чечню выделял лишь вдвое больше. Отсюда более щадящий график военных командировок: у питерского омоновца - максимум одна в 2 года, у мурманского - каждый год по 6 месяцев в Чечне. Санкт-Петербургский ОМОН, кстати, в Чечню с прошлого больше не посылают.
Медики, следящие за здоровьем милицейских наемников и проводящие обследования личного состава после возвращения из Чечни, забили тревогу. В последнее время 40% карателям нужен не просто отдых, а целый комплекс реабилитационных мероприятий в условиях стационара. И этот показатель все время растет. Равно как растет количество хронических заболеваний, требующих длительного и дорогостоящего, кстати, лечения.
Другая не менее существенная проблема - текучки кадров, из-за которой с 1999 года отряд мурманских омоновцев обновился более чем на 60%. По свидетельству психологов, у каждого пятого милиционера распадается семья.
Зарплата рядового наемника ОМОН составляет 5,5-6 тысяч рублей в месяц. Так называемые «боевые», по свидетельству самих омоновцев, не платят с 2001 года. По сути, за участие в войне семьи сотрудник ОМОНа получает дополнительно всего 1500 рублей, указывает в своем письме губернатор Евдокимов.
Губернатор указывает, что отсутствие в области более половину личного состава ОМОН весьма на руку преступникам, которые значительно активизировали свою деятельность с 1999 года.
Подобная ситуация характерна практически для всех регионов России. Об этом не говорят и не пишут центральные российские СМИ. Об этом молчит телевидение, потчуя зрителей баснями о том, что чеченское Сопротивление на грани краха, а президент Масхадов вот-вот сдастся в плен.
Пятый год беспрерывной ожесточенной войны в Чечне, десятый год фактического начала новой Кавказской войны. Огромные орды русских наемников, воюющих вахтовым методом, устали и им требуется неотложное стационарное медицинское лечение.
Какой же силой воли, мужеством, героизмом и непоколебимой Верой должны обладать чеченские моджахеды, что бы противостоять этим полчищам, без отдыха, медицинской помощи, без элементарных условий жизни? Какой волей, упорством и Верой должен обладать чеченский народ, противостоящий чудовищному насилию, помноженному на беспрецедентную ложь в мировом масштабе и тотальное психологическое воздействие?
Воистину, великие люди, великое поколение, достойное своих героических отцов!
Ваха Хасанов, Джохар.