«Маргинальные политики, часть интеллигенции и студенчества, нерадивые ученики школ - обрадованные легальной возможностью прогуливать уроки, собрались на площади и, образовав агрессивную толпу, проводят нескончаемые митинги против языковой реформы в школах».
Такая оценка, происходящих в Латвии протестов русских колонистов, прозвучи она из уст латышей, вероятно, не понравилась бы россиянам, но была бы справедливой. Однако данное высказывание не имеет ничего общего к латышам и к процессам, происходящим в Латвии. Это были слова российских комментаторов, в отношении протестов молдавских граждан, против введения обязательного изучения русского языка в молдавских школах.
Инициативу заставить молдаван изучать на своей родине иностранный язык, внесли коммунисты, находящиеся у власти в Молдавии. Их российская ориентация и любые шаги на усиление влияния России в Молдове, встречают большую поддержку в Москве.
Молдавские школьники, для Москвы - экстремисты, а к русским школьникам в Латвии у российских политиков отеческое отношение. Такое положение можно бы объяснить этническими симпатиями, если бы не одно существенное различие. Дело в том, что молдаване протестуют против обязательного изучения чужого языка на своей родине, а русские в Латвии выступают против обучения на языке народа, на чьей территории они проживают.
Комментарии к данной ситуации были бы излишни, если бы больное русизмом российское общество было способно адекватно воспринимать действительность и уважать права других народов, включая народы, проживающие на территории самой России.
Шаги предпринимаемые дорвавшимися до власти молдавскими коммунистами и поддержка их в России - наглядный показатель, чего добивается Россия в той же Латвии. Если латыши уступят требованиям колонистов сегодня, для русских это будет не проявлением доброй воли, им эта категория неведома, а всего лишь, очередным этапом по дальнейшей экспансии и созданию условий, когда можно будет предпринимать шаги, аналогичные действиям коммунистического руководства в Молдавии.
Интересно еще одно сравнение в реакции российского руководства на процессы, происходящие в Молдавии и в Латвии. Поддержка Румынией протестов молдаван против русификации образования в Москве вызвала протест, который на фоне отношения к Латвии, по содержанию – эталон русского лицемерия. По мнению Москвы:
«В Бухаресте поставили под сомнение суверенное право Молдавии самостоятельно решать, какие языки изучать в своих школах, а это не совсем вяжется с международными стандартами межгосударственных отношений».
Что ж, руководству Латвии должно быть известно, что никакая Московия не может ставить под сомнение суверенное право Латвии самостоятельно решать, какие языки изучать в своих школах. Другое дело, если у власти в Латвии окажутся коммунисты, ориентированные на Россию и желающие ввести образование на русском языке, для облегчения последующей оккупации. В этом случае для Москвы, протестующие латыши будут экстремистами и фашистами, а их поддержка другими странами, посягательством на международные стандарты.
Не равенства хотят российские колонисты. Их голубая мечта, чтобы в Риге было как в городе Грозном советских времен, когда русский мог в общественном транспорте сделать замечание возвращавшимся из депортации чеченцам за то, что они разговаривают на родном языке. Если бы было иначе, русские колонисты в Латвии давно бы уже выучили язык страны, в которой собрались жить и оставили бы мечты сделать чужую страну своей помойкой.
О пресловутых «двойных стандартах» в межгосударственных отношениях говорится много, но применительно к политике России, единственное заслуженное определение – имперская шизофрения.
Салман Даудов,