Через три дня после убийства экс-президента ЧРИ Яндарбиева, власти Катара приняли закон о борьбе с терроризмом. Согласно ст. 3 этого закона смертная казнь или пожизненное заключение грозит тому, кто «создал группу или организацию для совершения террористического акта». В Катаре взрыв машины Яндарбиева уже назвали «первым терактом в истории страны». Так что арестованных россиян вполне могут судить по новому закону как террористов.
В Катаре применяются два вида казни – расстрел, а при особо тяжких преступлениях – распятие. Впрочем, к распятию в Катаре в новейшую историю преступников приговаривали только один раз: в июле 1997 за убийство и изнасилование к этому виду казни были приговорены пакистанец Хафез Файез Мохаммед и гражданин Шри-Ланки Сунил Санта Кадигамува. Однако казнь через распятие для этих преступников была заменена расстрелом.
Эксперты и СМИ, комментирующие арест в Катаре представителей российских спецслужб, двояко толкуют роль США в истории с убийством Зелимхана Яндарбиева. Так, английская «Observer», ссылаясь на анонимного аналитика, полагает, что поскольку Катар находится в сфере американского влияния, то такого рода операции, как покушение на Яндарбиева, не могут осуществляться без определенного согласия Вашингтона. Есть также предположения, что при совершении теракта против Зелимхана Яндарбиева российские спецслужбы опирались на поддержку «Моссад».
Олег Гордиевский в интервью «Радио Свобода» допускает, что израильские спецслужбы «могли проконсультировать ФСБ и дать какую-то информацию…». «…консультации были возможны, но практическое участие я полностью исключаю», - заявил бывший офицер КГБ. В то же время Олег Гордиевский предположил более деятельное участие ЦРУ в проведении теракта против Зелимхана Яндарбиева: «Согласия США в смысле какого-то специального документа, что вот, написали записку, передали, США написали, что они согласны, и так далее, такого, конечно, не было. Но, к сожалению, должен констатировать, что иногда отношения между ФБР и ЦРУ, и российскими спецслужбами переходят границы приличного. Может быть, какой-то сотрудник ЦРУ, или ФБР, но, скорее всего, ЦРУ, кивнул головой, что, мол, «давайте, ладно, это же террорист, в конце концов». Что-нибудь такое. Я это допускаю».
Напротив, Майрбек Вачагаев, бывший спецпредставитель президента Масхадова в РФ, в интервью «Коммерсанту» заявил, что, по его мнению, именно при поддержке спецслужб США произошло задержание катарскими властями русских террористов: «Я думаю, что властям Катара в расследовании этого преступления помогли спецслужбы других государств, в частности США, влияние которых в регионе достаточно сильно».
Между тем, большинство чеченских экспертов считает, что одна версия не исключает другую: американцы могли помочь сотрудникам российских спецслужб совершить убийство Зелимхана Яндарбиева, а затем, наведя катарскую полицию на след террористов, «умыть руки» – дальше, мол, сами выкручивайтесь как можете.
Чтобы скрыть свое преступление в Катаре и последующий провал своих агентов-убийц, российские спецслужбы через штатных аналитиков разворачивают антиарабскую истерию в «подведомственных» СМИ. При этом одни и те же личности с одной стороны горячо отрицают причастность арестованных в Катаре агентов ФСБ к убийству Зелимхана Яндарбиева, а с другой стороны угрожают поступать таким же образом «со всеми чеченскими террористами».
К примеру, эксперт российского Центра стратегического и военного анализа Александр Храмчихин, отвергая с негодованием участие ФСБ в катарском теракте, тут же призывает «бить по самым болезненным точкам». И далее объясняет, что он под этим призывом подразумевает: «Необходимо уничтожать глав террористов и прекратить финансирование чеченских террористов. На каждый взрыв в метро нужно отвечать взрывом нефтехранилища или нефтепровода где-нибудь в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах. Можно брать заложников для предотвращения терактов».
Теперь, после любезного предупреждения эксперта российского Центра стратегического и военного анализа Храмчихина, арабы будут знать, кому предъявлять претензии, если в странах Персидского залива произойдут взрывы нефтехранилищ и нефтепроводов или захваты заложников. Кроме того, если эксперт такого солидного эфэсбешного учреждения ОТКРЫТО призывает к терактам и захвату заложников в СУВЕРЕННЫХ странах, легко можно представить себе, что эта чекистская публика вытворяет внутри России, где над ними нет даже формального контроля.
Адлан Бено
Чеченпресс