Чечня еще не потеряна

23 февраля 2004 в 15:37
Чечня еще не потеряна

Сегодня исполняется 60 лет с того дня, когда Иосиф Сталин депортировал полтора миллиона чеченцев и ингушей в Сибирь. Он отправил их во льды и снега, чтобы наказать за то, за что они никак не могли отвечать. За то, что фашистские войска вошли на Кавказ. Правителям России, а также Советского Союза было не привыкать наказывать чеченцев. Литературный памятник чеченскому сопротивлению воздвиг Лев Толстой своей новеллой "Хаджи-Мурат". Исторический Хаджи-Мурат, командир одного из подразделений дагестанского имама и его мюридов, был убит в бою в 1854 году.

 

До тех пор пока Лев Копелев еще жил в Германии, он не уставал напоминать о существовании особой ответственности немцев перед чеченцами: ведь чеченцы дважды пострадали от нападения Германии на Советский Союз. Нападение нацистов само по себе представляло для них угрозу, а тут еще сталинская депортация, во время которой погибли десятки тысяч чеченцев. Теперь же голос Копелева смолк.

 

Германская политика гордится безоблачными отношениями с другом Путиным. К книжной ярмарке, проходившей в прошлом году во Франкфурте, была выпущена книга российской журналистки Анны Политковской "Чечня – правда о войне". Мы попытались добиться для мужественной писательницы Международной премии мира Немецкой книготорговли. Безрезультатно.

 

В 2003 году в Чечне состоялись "выборы": был избран бывший муфтий Чечни, Ахмед Кадыров, для чеченцев – московский Квислинг. Результаты выборов были настолько нагло подтасованы, что новому посланнику Путина приходится в Чечне нелегко.

 

В Самашках я повстречал Хасимат Гамбиеву, худую, как скелет, с опухшими суставами и вспученным животом, впалым носом и потемневшими заостренными скулами. Хасимат тяжело больна. Она вовсе не старуха. Ее младшей дочери всего 13, ей самой – 51 год. Ее болезнь называется дистрофия. Хронический голод.

 

В Чечне замерзает и голодает множество людей. Многие деревни полностью разрушены и разграблены. Грозный, большой город на Кавказе, в котором когда-то кипела жизнь, уничтоженный российской армией, превратился в город призраков.

 

Кстати, о голоде: в этом году в рамках Мировой продовольственной программы (WFP) в Афганистан будет завезено миллион тонн продуктов, где в них нет необходимости, поскольку тамошние крестьяне собрали рекордный урожай. Здесь же все вопиет о голоде, но нет ни WFP, ни ООН, ни ОБСЕ.

 

Когда последние борцы чеченского сопротивления покидали Грозный, генерал Шаманов подготовил для них смертельную ловушку. Сотни мятежников погибли на минных полях, которые были расположены там, где, как считали мятежники, проходит "коридор". В ходе операции "Охота на волков" генерал Шаманов отдал приказ бомбить и захватывать деревни, в которых прятались боевики.

 

Страдания чеченцев продолжаются и сегодня. Европа никак не определится со своей позицией. Россию то исключают из Совета Европы, то снова туда принимают. Депутаты ЕС снова и снова позволяют собой манипулировать и водить себя за нос.

 

6 января 2003 года Норберт Блюм, Гюнтер Вальрафф и я прилетели в Москву, в Шереметьево. У нас были нормальные визы, авиабилеты в Назрань (в Ингушетию, республику, соседнюю с Чечней). На следующий день в гостинице "Украина" у нас была назначена встреча с представителем Путина по Чечни Кадыровым.

 

Но нас задержали еще в аэропорту, аннулировали визы и посадили в тот же самый самолет, на котором мы прилетели в Москву. С трудом нам удалось вернуть свой багаж. Во встрече с нашим послом в Москве нам отказали.

 

Тогда Йошка Фишер собирался протестовать против такого обращения и открыть нам, трем правозащитникам, доступ в Чечню. Однако шесть месяцев спустя "внешнеполитическая гора" родила мышь. Нам передали, что Кадыров готов к встрече. В Москве. Но она так и не состоялась. Москва безумно боится, что европейские журналисты увидят грозненский ад и напишут об этом. В регионе экологическая катастрофа. Воздух отравлен горящими нефтяными скважинами.

 

Чеченцы пережили депортацию. Но теперь им грозит опасность быть уничтоженным как народ. День 23 февраля должен стать для немцев и германской политики поводом, чтобы предложить программу помощи для чеченцев: международные наблюдатели, восстановление деревень, строительство школ и амбулаторий.

 

На основе фантастических отношений между Шредером и Путиным наш канцлер должен быть в состоянии сделать, по крайней мере, этот шаг.

 

«Ди Вельт»

ИноПресса

© Kavkazcenter.com 2020