Авторы оперативных сводок из Чечни никак не внемлют народной мудрости: ври, да знай меру. То они Басаева трижды за день убьют, то Масхадова отправят на дембель в Турцию. А недавно в Веденском районе омоновцы отыскали аж целую базу ичкерийского президента, откуда тот якобы вещал по республиканскому ТВ. В качестве доказательства предъявляют очки, которые Аслан впопыхах выронил, когда убегал от омоновцев.
— Про очки я знаю, но Масхадова в них никогда не видел, — честно признался “МК” сотрудник чеченского МВД Руслан Ацаев. — А может, и надевал когда — они, знаете, такие, для чтения...
Впрочем, очки — не единственный трофей омоновцев, проводивших спецоперацию в селе Тевзани. В доме, который по наводке шмонали милиционеры, обнаружились спальники и пустые автоматные “рожки”. Но больше всего милиционеров порадовал ковер на стене в одной из комнат. Ведь он как две капли воды похож на тот, что висел за спиной у Масхадова во время его периодических “включений” в местное ТВ-вещание. Картинку обычно дополнял флаг Ичкерии, но его, похоже, Масхадов успел прихватить с собой. А очки вот — не уберег.
Но с ковром тоже неувязочка получилась: такие “циновки” висят чуть ли не в каждом чеченском доме. А очки милиционеры хотели было предъявить собаке-ищейке, но было неясно, с чем ей идентифицировать запах: президент по забывчивости не оставил в доме своих вонючих носков.
— Зато Аслана видели местные жители. У нас свидетели есть, — твердят омоновцы. — Хозяин дома очков не носит, значит, точно Масхадов их потерял, больше некому.
Дальше, следуя милицейской логике, легко предположить, зачем Масхадову могли пригодиться очки во время его тайных визитов в Тевзани. Во дворе дома омоновцы наткнулись на полуразобранный “Шевроле” и побитый “Мерседес”. Получается, что в перерывах между телеобращениями к чеченцам и организацией терактов Масхадов угонял дорогие иномарки и продавал их на запчасти...
Снижение боевой активности федералов в Чечне выявило одну закономерность. Любой мало-мальский эпизод, даже косвенно связанный с известными полевыми командирами, немедленно преподносится общественности как крупный успех. Две недели назад штабисты из Ханкалы раструбили на весь свет, что к ним в руки попало знамя т.н. абхазского батальона Басаева. А на прошлой неделе военные хвастались, что на сторону федералов переметнулся, прихватив спецаппаратуру, бывший связист Шамиля.
На самом же деле знамя абхазского батальона принес в надежде на амнистию какой-то рядовой ополченец. А “ценной связной аппаратурой” оказались две УКВ-радиостанции “Кенвуд”, которые давно считают старьем. История же с очками — вообще анекдот.
— Бандитов надо уничтожать, оружие у населения изымать, а не безделушки коллекционировать, — прокомментировал последние известия из Чечни наш анонимный эксперт в Минобороны. — Знаете, для чего весь этот цирк устраивают? Чтобы иметь документальное подтверждение спецопераций. Дескать, чуть не взяли Масхадова, арестовали пособников Басаева. За такую формулировку не только боевые получишь, но и на награду можно рассчитывать.
А пока в Ханкале и Грозном восторгаются никому не нужными трофеями, боевики занимаются делами посерьезней. Вчера в Шатойском районе они вновь провели диверсию. В четырех километрах от села Кири на фугасе подорвалась колонна 291-го полка 42-й дивизии. Погибли 4 солдата-срочника, еще четверо военнослужащих получили ранения. Есть данные, что теракт организовала группа, подчиняющаяся Масхадову.
Выходит, он хорошо видит и без очков.