Приговор начальнику Генштаба

Приговор начальнику Генштаба

"Новые известия" и "Время новостей" на первые полосы выносят материалы, посвященные прошедшему в субботу 24 января 2004 заседанию Академии военных наук. Оба издания акцентируют внимание на соврешенно разных вещах. "Новые известия" критикуют министра обороны Сергея Иванова за положение дел в армии. "Время новостей" зрит в корень и на основании произошедшей "разборки" на заседании делает вывод: "Сергей Иванов вынес приговор Анатолию Квашнину". Издание пишет: "Затянувшийся конфликт между Министерством обороны и Генеральным штабом, похоже, подходит к финалу…

 

Поскольку коренное реформирование армии завершено и началось нормальное военное строительство, перешел министр обороны к главному, каждый орган в системе управления военной организацией должен однозначно занять свое место. И уточнил: Министерство обороны - высший орган военного управления, а Генштаб, как его структура, отвечает за стратегическое планирование и управление войсками, но в военное время. При этих словах сидевший в президиуме, неподвижно устремив взгляд в лежавшие перед ним бумаги, Квашнин медленно повернул голову и с нескрываемым удивлением посмотрел на докладчика. А министр продолжал ставить новые задачи.

 

Они в основном сводились к оскорбительным для честолюбивого Квашнина фразам типа "готовить предложения", "выявлять новые тенденции", "готовить планы боевого применения" и даже "изучать опыт боевого применения". Заметив, что на сегодняшний день Генштаб не может выполнять функции "мозга армии", Сергей Иванов решил своеобразно посочувствовать г-ну Квашнину. Некоторые, мол, упрекают руководство Генштаба в том, что "оно чрезмерно много занимается администрированием", однако "должен со всей определенностью сказать: это несправедливо", с пафосом произнес глава военного ведомства. И пояснил: до недавнего времени, исходя из неблагоприятной обстановки, Генштаб брал на себя "избыточные административные и управленческие функции, вероятно порой в ущерб основным задачам классического Генерального штаба". Но теперь обстановка изменилась, подчеркнул г-н Иванов, и уже можно освободить Генштаб от всего избыточного, чтобы "не растрачивать мощнейший организационный и интеллектуальный потенциал Генерального штаба на решение второстепенных вопросов…

 

Анатолий Квашнин, никогда не отличавшийся красноречием, и в этот раз не блеснул ораторским искусством. Из его многотемного и расплывчатого выступления трудно было понять, чего же хочет сказать, как он себя называет, "главная извилина" Генштаба. Разве что ссылка на аморфный комитет начальников штабов США, который "приближается сегодня к структуре нашего Генерального штаба", позволила предположить, что г-н Квашнин строит защиту существующего порядка вещей. А кивок в сторону "провидцев, не знающих глубину проблем военного строительства", что приводило к гибели государств, и вовсе был похож на пассаж в адрес министра обороны.

 

В перерыве на вопрос, что может означать столь прямое выступление министра, одни военные в чинах быстро переводили разговор на стороннюю тему, другие удивленно вскидывали брови: "Вы что, не понимаете? Это же приговор Квашнину!… Так или иначе, ясно одно: противостояние министра обороны и начальника Генштаба перешло в открытую фазу и близко к завершению. Характерный пример: "мозгу армии" не доверили даже разработку новых общевоинских уставов, этим занимается главком Сухопутных войск генерал Николай Кормильцев".

 

Regnum