Белоруссия, пока, остается разменной монетой

Белоруссия, пока, остается разменной монетой

Эксклюзивное интервью лидера Народного фронта Белоруссии Вицука Вячорка агентству «Кавказ-Центр».

 

Вопрос: Господин Вячорка, расскажите, пожалуйста,  о палитре теперешней белорусской оппозиции –  приоритеты, партийное представительство, рейтинг среди населения…

 

Вицука Вячорка: Новейшая история белорусских демократических сил отсчитывается с конца 80-х, с создания БНФ – антиимперского и антитоталитарного движения. С течением времени, и особенно с приходом к власти Лукашенко, многие взгляды БНФ стали общепринятыми. Так, сегодня в Беларуси нет ни одной оппозиционной режиму политической структуры, которая бы выступала против независимости страны и за ее вхождение в состав России.

 

Шесть партий, вошедших в Народную коалицию «Пятёрка плюс» (кроме Народного Фронта, это Объединенная гражданская партия, социал-демократы Шушкевича, Партия труда, зеленые и даже Партия коммунистов Белорусская), включили в список главных ценностей независимость страны, демократию и права человека, а приоритетными целями – избавление народа от диктатуры и обеспечение ему возможности жить достойно и зажиточно. Что касается рейтинга, измерять его в современных белорусских условиях достаточно сложно.

 

Но, тем не менее, согласно данным литовской службы “Baltic Surveys”, суммарный избирательный рейтинг оппозиционных партий в ноябре составлял около 30% (при том, что рейтинг Лукашенко уже полтора года стабильно не превышает 25%). В закрытом опросе (т.е. с готовым списком) рейтинг симпатий к БНФ – 22%. Около 66% белорусов - за вступление нашей страны в Европейский Союз (это вопреки истеричной антизападной и пророссийской пропаганде).

 

Вопрос: Осенью в Беларуси пройдут парламентские выборы. Несмотря на то, что теперешнюю Палату представителей многие оппозиционеры называют «карманной», там появились депутаты, которые открыто высказывают несогласие с позицией официального Минска. Какие перспективы у этих людей и оппозиции на выборах в 2004 году?

 

Вицука Вячорка: Действительно, даже среди «вертикали» (так называется система прямого правления) растет глухое возмущение ситуацией. Лукашенко все труднее находить более или менее адекватных людей на должности министров, так как все знают: закончишь, скорее всего, на скамье подсудимых, потому что на кого-то надо же переключать гнев вконец обедневшего народа. Я не стал бы преувеличивать значение «нонконформистов» в «палате представителей»: они не стали бы депутатами, если бы не были в «списке Лукашенко». Конечно, хорошо, что эти четыре человека сейчас оказались в оппозиции к нему, но ментально почти все они остались промосковскими номенклатурщиками без структур и опоры. Другое дело – демократические партии, у которых есть структуры во всех регионах страны, есть отважные, прошедшие аресты и репрессии активисты, которые не испугаются и не сдадутся.

 

То, что в Беларуси называется «выборами», на деле является фарсом. Избирательный закон у нас даже хуже, чем в Азербайджане: партии не имеют права делегировать представителей в избирательные комиссии, наблюдателей не подпускают к столам подсчета, а за пять дней «предварительного голосования» (когда невозможно контролировать урны даже на расстоянии) происходят основные фальсификации путем подмены бюллетеней. Но местные выборы в марте прошлого года показали, что даже в таких условиях режим дает слабину. «Вертикальщики» нам по секрету говорили: «Вы обеспечьте такой контроль, чтобы мы могли потом сказать: очень старались сфальсифицировать, но они нам не дали». В результате несколько сотен наших представителей прорвались в местные советы.

 

Мы собираемся участвовать в кампании 2004 года, потому что она дает – пусть относительную – возможность идти к людям. Большинство моих соотечественников против Лукашенко и его политики, но они не осознают себя большинством в условиях полного контроля власти за масс-медиа, (кстати, мой заместитель по партии и главный редактор газеты «Рабочы» Виктор Ивашкевич отбыл год исправительных работ в Барановичах на «попытку клеветы» на Лукашенко). Так вот, в нашей ситуации альтернативы прямому разговору с людьми нет. Общество к переменам готово. А будет ли осеннее событие выборами или фарсом – зависит от нашей работы.

 

Вопрос: Кто является союзником для Белорусского народного фронта среди белорусской оппозиции и российской политической элиты?

 

Вицука Вячорка: Все белорусские демократические силы, стоящие на принципах независимости страны, могут быть нашими союзниками при условии равенства и взаимоуважения. Сейчас мы нашли формулу, которая позволяет строить соглашение на этих принципах. Это – Народная коалиция «Пятерка плюс». Что касается России, то там Партии БНФ сложно найти союзников. Во-первых, прямо скажем: там нет ни одной крупной партии, которая бы ясно осудила возню вокруг создания «союзного государства Беларуси и России» как имперский подход России к своей западной соседке. Во-вторых, сейчас Россия и Беларусь находятся «в противофазе»: Россия жаждет «сильной руки» и уже получила ее, а Беларусь сыта «сильной рукой» по горло. Так что демократия из России к нам не придет.

 

Вопрос: Последние «перепалки» в оценке путей и целей белорусско-российской «интеграции» между президентами Лукашенко и Путиным - означают ли они полную приверженность идеи независимости Беларуси со стороны Лукашенко и возможность белорусского государства при теперешней власти вести самостоятельную зарубежную политику?

 

Вицука Вячорка: Для Лукашенко независимость Беларуси была и остается разменной монетой в его собственной политической игре. Лукашенко знает, что только 7% белорусов готовы пожертвовать независимостью, и играет на чувствах большинства народа, но при этом все равно мечтает о российских просторах: тесно ему в Беларуси. Беларусь находится в очень сильной экономической и политической зависимости от России, и виноват в этом Лукашенко. В Беларуси методически преследуются любые проявления национальной самобытности – язык, культура, историческая память, все вероисповедания, отличные от русского православия, - и ответствен за это Лукашенко. Он не будет отрываться от России именно потому, что там видит свое политическое будущее (но после эпохи Путина).

 

Вопрос: Можно ли теперь говорить о том, что российские спецслужбы, о чём раньше много писала белорусская независимая пресса, контролируют внутриполитические решения Александра Лукашенко?

 

Вицука Вячорка: Лукашенко хочет быть независимым от Путина, но не может быть независимым от тех или иных российских групп влияния.

 

Вопрос: Александр Лукашенко в передаче «Свобода слова» на канале НТВ, комментируя предложение В. Путина войти Беларуси в состав РФ губерниями, сказал, что это может вызвать появление ещё одной Чечни. Что, на Ваш взгляд стоит за этим заявлением в контексте пропаганды, что белорусы якобы в большинстве своём поддерживают идею объединения с Россией?

 

Вицука Вячорка: Это был торг. Лукашенко показывал, что он для России самый лучший и не надо его загонять в угол.

 

Вопрос: Лидеры чеченского сопротивления скептически оценивают возможности международных организаций повлиять на политику России в отношении Чечни. Как эти организации – ОБСЕ, ПАСЕ - влияют на решение проблемы демократизации Беларуси?

 

Вицука Вячорка: К сожалению, у них пока нет ясной концепции отношения к теперешней Беларуси. Во-первых, немало европейских бюрократов не прочь рассматривать Беларусь как часть «сферы влияния» России – так им проще. Во-вторых, звучат голоса о том, что «изоляция Беларуси» не дала результатов. Но ведь последовательной изоляции страны никогда и не было – была самоизоляция! А ясных сигналов режиму, что он не имеет никаких шансов быть признанным, пока у нас творится беззаконие, было очень мало.

 

Вопрос: Какое воздействие на события в Республике Беларусь оказывает белорусская диаспора за границей, насколько она сильная и влиятельная?

 

Вицука Вячорка: У нас не очень крупная (по сравнению с количеством населения в стране) диаспора. Наиболее влиятельные ее круги в США и Канаде (там размещается Рада Белорусской Народной Республики – правительство в изгнании, продолжающее традицию независимости 1918 года).

Вопрос: Какая ситуация с правом титульной нации в Беларуси на образование на родном языке и с возможностью полноценного белорусоязычного культурного контекста?

 

Вицука Вячорка: За годы правления Лукашенко в Минске не осталось ни одной школы, где все преподавание было бы на белорусском языке (хотя 74% граждан страны считают его родным). Самый свежий пример – административная ликвидация Национального гуманитарного лицея – современной, по-хорошему престижной школы, где все предметы преподавались не только по-белорусски, но на основе демократических ценностей. Но лицей не сдается: занятия проходят на конспиративных квартирах. От преследований белорусский дух становится только сильнее.


Вопрос: Какими Вам видятся первые шаги для восстановления экономической и полной политической независимости Беларуси?

 

Вицука Вячорка: Настоящей независимости не будет без восстановления демократии и парламентаризма, без решительных экономических реформ, которые освободят хозяйственную инициативу, без диверсификации поставок энергоносителей. Беларусь после Лукашенко должна поставить целью вхождение в Европейский Союз и как можно скорейшее выполнение всех экономических и юридических критериев членства в ЕС.

 

Вопрос: Каковы Ваши личные политические планы?

 

В ближайшем будущем – участвовать в избирательной кампании как кандидат и как руководитель партии.

Интервью взял Ахмад Ичкерийский,

для «Кавказ-Центра»