Сегодня, когда на Ближнем Востоке идет восстание палестинского народа - интифада, на страницах мировой прессы развернулось активное обсуждение этого конфликта. Два народа претендуют на одну и ту же землю, называя ее своей.
На ней расположены святыни всех Небесных религий, что делает каждого их последователя заинтересованным в скорейшем разрешении конфликта. Для того, чтобы понять суть палестинской проблемы, необходимо иметь представление об истории этой земли, уходящей своими корнями в глубину веков.
Ханаане покинули Аравийский полуостров из-за сильной засухи и безводья и направились на север, в Сирию. Случилось это в четвертом тысячелетии до новой эры. Они осели в самой Сирии и юго-восточнее от нее (на восток от реки Иордан), а также на юге Палестины в равнинной и юго-западной ее частях. Этот район, где обосновались ханаанские племена, стали известными, как «земля Ханаанская», которая включала в себя равнинную территорию, протянувшуюся от г. Сайда до Газы и от западной равнины до Мертвого моря на востоке, а также от Тивериадского озера на севере до колодца «Ас-Субаа» на юге. Ханаане разделялись на многочисленные племена, каждое из которых заняло свою часть территории. Значительная часть из них была оседлой и жила в городах. Исторические исследования выявили, что люди племен «йубуса» являются первыми поселенцами Иерусалима и его окрестностей, появившимися еще в 2500 г. до н.э.
Несмотря на то, что ханаане в общем поклонялись многочисленным богам, существуют свидетельства того, что среди них были и единобожники. В легендах Торы (Пятикнижья) подчеркивается, что царь Йубус, правивший царством «Шалим» или «Салим», был другом Авраама (мир ему) и верил вместе со своими приближенными в единого высшего Бога, повелителя неба и земли.
Он выделил участок земли в Иерусалиме для поклонения Богу и приносил Ему жертвы на Священной Скале. Тора признала и прославила царя Йубуса, как прославило его и Евангелие, назвавшее его первым служителем Всевышнего из Иерусалима. Исторические и археологические исследования свидетельствуют, что ханаане в Палестине не обособлялись от многих племен и родов, появлявшихся друг за другом и населявших ее и продолжавших формировать основную массу населения после присоединения их к Исламу.
Эпоха фараонов
Под властью египетских фараонов Иерусалим находился с начала XVI века до н.э. в течение около двухсот лет. Город подвергся нападениям кочевников, и египетский наместник Абди Хиба был вынужден обратиться к фараону Эхнатону, однако последний был не в состоянии оказать ему помощь. Только в период правления фараона Сети I (1317–1301 гг. до н.э.) египетский наместник смог вернуться в Иерусалим. В одном из писем, которые Абди Хиба послал своему господину Эхнатону, говорится, что жители Иерусалима были вынуждены покинуть город и бежать в горы, а некоторые из них нашли убежище в самом Египте. В письме сообщалось: «Палестинцы начали покидать дома, страшась ужасных деяний кочевников аль-Хабири, и укрылись в горах».
Эпоха иудеев
Народ Израиля напал на Палестину в XII в. до н.э. В 977 г. или в 1000 г. до н.э. царь Дауд (Давид) сумел взять Иерусалим и дал ему свое имя. Он построил там дворец и мощную крепость. Трон царя унаследовал его сын Сулейман (Соломон), родившийся в Иерусалиме, где правил 40 лет. В период правления сына Соломонова Ровоама государство раскололось, и название «города Давида» прекратило свое существование. Вместо него город стал называться «Уршалим» в соответствии с исконным арабским ханаанским названием.
Во времена иудейского правления Иерусалим пострадал от многих ужасных событий: неоднократного захвата и грабежа врагами, периодических межконфессиональных беспорядков, коррупции и идолопоклонничества.
Эпоха вавилонского завоевания
Во времена правления Седекия, сына Иосии, последнего иудейского царя в Иерусалиме (597–586 гг. до н.э.), вавилонский царь Навуходоносор послал свою армию, которая осадила Иерусалим, а затем и захватила его. Жители города были силой отправлены в Вавилон (нынешний Ирак), в том числе и сам царь Седекия. Храм был сожжен, а город разрушен до основания. После того, как персы захватили Сирию и Палестину, персидский царь Кир разрешил пленным иудеям вернуться в Иерусалим.
Эллинская эпоха (Древнегреческая)
Александр Македонский захватил Иерусалим в 333 г. до н.э. После его смерти господство над городом перешло к его последователям. Сначала город покорялся династии Птолемеев, правивших в Египте, затем в 198 г. до н.э. господство перешло к Селевкидам, правившим в Сирии. В этот период жители Иерусалима подверглись влиянию древнегреческой цивилизации. В 165 г. до н.э. царь Антиохий IV разрушил иерусалимский храм и заставил иудеев стать язычниками, подобно грекам.
Эпоха римлян
После периода хаоса и безбожия Иерусалим захватил римский полководец Помпей, и город стал принадлежать Римской империи. Однако в 40 г. до н.э. Иерусалим вновь был захвачен персами, но всего два года спустя римляне вернули город себе и назначили Ирода (римлянина) царем Иерусалима.
Несмотря на привилегии, которые были даны римлянами иудеям в отличие от других, не иудеев, иудеи организовали мятеж, спровоцировав смуту. В результате этого император Тит был вынужден ввести в город войска. Это произошло в 70 г. н.э. Мятежников покарали, а город был разграблен и сожжен дотла, а многие пленные иудеи были проданы на невольничьих рынках.
Затем в 135 г. н.э. император Адриан вновь разрушил город, убил и пленил его жителей. Он не позволял селиться в Иерусалиме никому, кроме христиан, но при условии, что они по своему происхождению евреи. Кроме того, император запретил жить в городе любому еврею из тех, которые были рассеяны в различных уголках мира (т.е. из диаспоры). Таким образом, римляне дважды разрушали Иерусалим, после чего прекращалось само существование евреев-иудеев в городе. Но позднее император Константин разрешил им посещать город один раз в год.
Когда в 395 г. н.э. римская империя раскололась на две части, иерусалимское царство ослабло, и в 614 г. н.э. его захватили персы. Однако эта ситуация продолжалась недолго и в 627 г. н.э. Ираклий разбил персов и вернул Крест (Господний), а также вновь восстановил правление римлян в Иерусалиме.
Первая исламская эпоха
После сражения, которое продолжалось целых четыре месяца, патриарх Иерусалима Сафроний попросил Абу Убейда бен аль-Джарраха, командующего войсками мусульман, пригласить самого халифа Омара бен аль-Хаттаба (да будет им доволен Аллах), чтобы ему лично передать город Иерусалим. Омар бен аль-Хаттаб въехал в город по дороге, проходящей рядом с горой «аль‑Мукаббир» в мае 636 г. н.э., когда был подписан договор, в соответствии с которым жителям-христианам предоставлялась свобода вероисповедания.
Пожелавшие остаться христианами освобождались от военной службы, но за защиту со стороны мусульман должны были платить специальный налог (джизйя) в соответствии с их просьбой. На основании этого документа, известного как «гарантия Омара», христиане оставались таковыми в различные периоды исламского владычества, сохранив свои церкви, религиозные убеждения и свободу отправлять свои обряды. Мусульмане дали Иерусалиму название аль-Кудс.
Во время правления Омара бен аль-Хаттаба и после него в аль-Кудс прибыли многие из сподвижников и последователей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В город приезжали мусульмане из разных краев в ходе военной операции, или с целью поселиться там постоянно, или с целью посетить аль-Кудс и испросить благословения, или для учебы. Другие приезжали для того, чтобы подготовить себя к совершению хаджа в высокочтимую Мекку в соответствии с исламскими обрядами. Таким образом, элементы Ислама в городе стали возрастать и распространяться, возвращая ему его исламский характер.
Халифы – Омейяды и Аббасиды, уделяли аль-Кудсу большое внимание и особую заботу. Начиная с II века хиджры научные изыскания в городе получили сильную поддержку, сюда приезжали и здесь селились многие ученые – богословы и имамы из различных стран. Кроме того, в аль-Кудсе имел место подъем в области медицины, и появилось немалое число известных врачевателей.
Эпоха крестовых войн
Противоречия между сельджуками и фатимидами и постоянная их борьба за Сирию и Палестину, с одной стороны, а также внутренние столкновения между сельджукскими правителями, которые держали в своих руках богатства аббасидского халифата, с другой – все это облегчило крестоносцам достижение их целей и привело к успешному завоеванию ими аль-Кудса и обширных земель в Сирии и Палестине. В 492 г. хиджры или 1099 г. н.э. аль-Кудс пал под напором крестоносцев.
Так завершился первый период его исламской истории, продлившийся около пятисот лет. Захватчики устроили в городе страшную резню, особенно в районе исламских святынь, где, как гласят научные данные, число жертв достигло 70 тыс. Это коренным образом отличается от той терпимости, которую проявили Омар бен аль-Хаттаб и мусульмане позднее. Крестоносцы разграбили все, что находилось в мечетях «ас-Сахра» и «аль-Акса», все их сокровища, превратив их в церкви, в казармы для рыцарей и в конюшни для их лошадей.
Таким образом, в аль-Кудсе образовалось латинское королевство во главе с королем-католиком. Была установлена католическая патриархия, придерживающаяся церковных обрядов, отличавшихся от православных, что затрагивало чувства всех других христианских общин и вызывало их недовольство и осуждение.
Несмотря на то, что совершили крестоносцы, мусульмане не смирились с поражением и с действительностью, а выжидали удобного случая вернуть себе аль-Кудс. Их руководители поставили себе высшей целью освободить город, и для этого они стремились сплотить свои ряды и подняться для оказания серьезного противодействия крестоносцам.
Вторая исламская эпоха
Аз-Занки и Имад ад-Дин, а затем Нур ад-Дин стремились объединить мусульман и мамелюков для одновременного нападения на крестоносцев. Салах ад-Дин (Саладин) аль-Айюби сумел завершить задуманное им и вернуть аль-Кудс мусульманам в 1187 г. н.э. после победы над крестоносцами в битве при Хатыне. Салах ад-Дин вступил в город с миром и позволил крестоносцам свободно покинуть его после уплаты незначительного выкупа, а также разрешил восточным христианам (православным, несторианам, григорианам) остаться в городе.
После победы мусульман Салах ад-Дин изгнал крестоносцев из мечети «ас-Сахра», подарил ей рукописные свитки Корана и назначил имамов. Мечеть «аль-Акса» стала кафедральной по приказу Нур ад-Дина. Было построено большое количество укрепительных сооружений – был вырыт ров вокруг города, возведены стены и башни от ворот «Амуд» до ворот «аль-Халиль». После этого мусульманское население города начало расти, открывались различные учреждения, учебные заведения, строились новые мечети. Эти усилия были продолжены халифами из династии Айюбидов.
Британская оккупация
Процесс развития города продвигался в направлении подъема и укрепления в эпоху Айюбидов и Мамлюков, которая продолжалась около 260 лет. В этот период город пользовался признанием в качестве третьего по значению города в исламском мире и отличался подъемом как в деле строительства, так и в деле становления религиозных и научных учреждений.
В эпоху османского правления, которое продолжалось около 400 лет (1557–1917 гг.), аль-Кудсу уделялось огромное внимание. Все священные для Ислама места были окружены заботой, султаны Османской империи старались расширить и сохранить дороги, ведущие в город. Мечеть «ас-Сахра» была восстановлена, были построены стены аль-Кудса для защиты его от агрессии и набегов извне.
Известно, что Османское государство достигло вершины своего могущества в XVI веке, но к концу века оно медленно стало ослабевать. Затем это могущество полностью было утеряно в провинциях империи, в том числе в Палестине и аль-Кудсе. Этот процесс проявился из-за полной неспособности властей справиться с вооруженными конфликтами между правителями разных частей империи и из-за злоупотреблений властью на местах, что сильно повлияло на экономику, строительство и науку в аль-Кудсе начиная с XVII века н.э.
Наибольшего упадка город достиг в начале XIX века н.э., когда все больше возрастало влияние и проникновение извне, а также опасность со стороны Запада, в том числе и со стороны сионистов. Британские войска взяли аль-Кудс 8–9 декабря 1917 г. Заявление генерала Алленби стало началом невзгод, которые по сей день переживает Палестина и, в особенности, аль-Кудс, подвергаясь постоянным кампаниям евреизации и колонизации, причем этот процесс приобретает все более широкий масштаб и имеет своей целью превратить его в еврейский город.
Palestine-info,