Как некоторые и предсказывали, война американцев против Ирака оказалась настолько легким предприятием, что возникал вопрос, зачем она вообще была нужна. Как прогнозировали другие, по-настоящему трудные задачи встали только тогда, когда президент Буш (Bush) объявил об «окончании боевых действий». С той поры погибло больше американских солдат, чем во время самой войны. Все выглядит таким образом, что США практически не в состоянии что-либо изменить в этой ситуации. Совершенно ничего не меняет и арест Саддама (Saddam).
Объявление сроков проведения всеобщих выборов в Ираке, которые должны состояться в середине следующего года, свидетельствует о том, что США войну уже проиграли. Американцы уйдут из Ирака, как уходили из Афганистана Советы, в частности, при полном триумфе мятежников. Именно это и ничто другое представляет собой проблему, которая стоит перед президентом Бушем и решение которой необходимо найти, прежде чем американцы отправятся к избирательным урнам.
Если представителям БААС не удастся восстановить предвоенную ситуацию, Ирак, возможно, распадется на три части: на шиитский Юг, суннитский Центральный регион и курдский Север. С учетом того факта, что курдам пока удавалось улаживать межплеменные междоусобицы, ни одна из трех зон не станет государством, которое бы могло осуществлять контроль над остальными территориями. Возможно появятся три мини-Афганистана, по территории которых смогут свободно перемещаться террористы всего Среднего и Ближнего Востока.
Страны, окружающие Ирак и больше других опасающиеся краха американцев, - Иордания, Саудовская Аравия и Египет. Каждая из этих стран находится по-своему в зависимости от американцев. Все три государства окажутся в тяжелом кризисе, пусть этнического, как это может быть в Иордании, где существует конфликт между бедуинами и палестинцами, или религиозного характера, который имеет место в двух других странах. Если волнения в Ираке докатятся и до них, режимы в трех названных странах не обязательно падут, но одному или двум из них такая судьба может быть уготована. Что произойдет с маленькой и слабой Иорданией, имеет значение только для ее непосредственных соседей, в частности, для Сирии, Израиля и Саудовской Аравии. По сравнению с этим последствия краха Саудовской Аравии или возможного сценария, когда Египет превратится в исламскую республику и выйдет из мирного договора с Израилем, предсказать трудно.
В краткосрочном плане больше всего от нынешней ситуации выгадывает Израиль. Разрушение Ирака создало обстановку, когда у Израиля впервые с момента своего образования в 1948 году больше нет обычного противника в радиусе примерно 1 000 километров. Если бы Шарону (Scharon) хватило ума, он бы не упустил случая, чтобы достичь соглашения с палестинцами. Удастся ли ему это в действительности, покажет время.
В долгосрочном плане в самом выигрышном положении окажется, видимо, Иран. Он мог наблюдать, как уничтожается его самый опасный противник, при этом без всякого его участия. Еще перед тем, как президент Буш отдал приказ на начало военной кампании в Ираке, иранцы, рассматривавшие себя окруженными с трех сторон войсками ядерной державы США (в Афганистане, в среднеазиатских республиках и в Персидском заливе), активно разрабатывали ядерное оружие и необходимые для него средства доставки. После того, как Соединенные Штаты доказали, что они готовы напасть на любого противника без каких-либо убедительных причин для этого, иранцам сойдет с рук, если они удвоят свои усилия в этом направлении.
Даже, если кто-то и надеется, что исламская республика будет повержена, можно с уверенностью говорить, что новое правительство в Тегеране продолжит националистический курс своих предшественников. Можно исходить из того, что вслед за Ираном, обладающим ядерным оружием, последует Турция, затем появятся ядерная Греция, ядерная Саудовская Аравия (правда, если стране удастся сохранить политическую целостность) и ядерный Египет. Добро пожаловать «в прекрасный новый мир», господин Буш.
ИноСМИ
Die Welt