Заявление неправительственных организаций ЧРИ по поводу выборов в госдуму России
Несмотря на геноцид в Чеченской Республике, продолжающийся уже более четырех лет, российская власть вводит в заблуждение международное сообщество, продолжая проводить политику, нацеленную на легитимизацию насилия и террора в зоне этого кровавого конфликта.
С весны 2000 года по ноябрь 2003 года в условиях продолжающихся массовых нарушений прав и свобод человека уже проведено несколько «демократических мероприятий». Это и «выборы» депутата Государственной Думы России от Чеченской Республики в лице Асламбека Аслаханова; мартовский «референдум по Конституции республики»; «выборы президента», а теперь – «новые выборы в Государственную Думу от Чеченской Республики». На очереди – подписание «Договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Чеченской Республикой» и «выборы» в местный законодательный орган власти.
Видимо, в качестве завершающего аккорда российские власти в 2004 году планируют провести в Чеченской Республике парламентские выборы, совместив их с выборами президента России. Все это является очередным трагикомическим фарсом, предназначением которого является окончательное снятие с повестки дня вопроса о продолжающемся геноциде чеченского народа.
При этом мало кого из чиновников в Москве и в Грозном смущает незаконность и не легитимность всех этих процедур. Каждый раз в преддверии осуществления какого-нибудь очередного фарса, будь то «референдум» или «выборы», населению Чеченской Республики, гражданам России и международному сообществу активно внушалась мысль о том, что проводимое мероприятие «станет очередным шагом к началу широкомасштабного процесса политического урегулирования вооруженного конфликта, и окончательного завершения российско-чеченской войны».
Несмотря на все эти обещания, подавляющее большинство граждан Чеченской Республики фактически бойкотировали акции властей, выказав тем самым отношение к происходящему. По данным правозащитников, в общей сложности и в «референдуме», и в «выборах» приняло участие не более 10 % населения республики.
Более того, и «референдум по конституции», проведенный в марте текущего года, и октябрьские «выборы президента» не признаны международными организациями, чье призвание – в соблюдении прав и свобод человека, поскольку это не соответствовало своду условий СЕ и другим международным стандартам, при которых возможно проведение демократических процедур, таких как референдум и выборы.
Именно из-за отсутствия нормальных условий международные организации отказались направлять в Чечню своих наблюдателей. В мире пока еще нет прецедента, когда проводились бы выборы в условиях фактической войны и продолжающегося насилия. Такое оказалось возможным лишь в зоне беззакония, в качестве которой сегодня выступает Чечня.
Проведением незаконных «референдума» и «выборов президента и парламента» занимается на протяжении четырех лет так называемая «избирательная комиссия ЧР», изначально не являющаяся легитимной, поскольку ещё в 1996 году Указом президента России Б. Ельцина вместе с остальными временными органами (марионеточная завгаевская администрация и подконтрольный ей псевдопарламент) была ликвидирована указанная структура. Она реанимирована незаконным и в прежнем составе во главе с её бессменным председателем А.-К. Арсахановым, и занимается проведением фальсифицированных мероприятий по легитимизации новоявленных ставленников Москвы.
Все четыре года, что длится вооруженный конфликт, представители независимых чеченских и российских НПО на своих съездах, конференциях и семинарах единодушно выражали категорическое несогласие с политикой российских властей, и призывали противоборствующие стороны к немедленному прекращению боевых действий и началу процесса политического урегулирования.
К сожалению, российское руководство в очередной раз выбрало самый наихудший вариант развития ситуации, что привело к дальнейшему раскручиванию маховика террора и насилия в Чеченской Республике. С марта по ноябрь текущего года были убиты, похищены и пропали без вести сотни граждан Чеченской Республики, что признает даже администрация Кадырова.
На наш взгляд, лица, баллотирующиеся от Чеченской Республики в госдуму России и поддерживающие их общественные организации и частные лица (сознательно или нет), не только обманывают и заманивают к избирательным урнам запуганных людей, но и оправдывают убийство и бесследные исчезновения десятков тысяч своих сограждан, а также дают карт-бланш российским властям на продолжение политики геноцида чеченского народа, из-за чего десятки тысяч чеченских беженцев по сей день вынуждены ютиться в тяжелейших условиях на территории Республики Ингушетия.
В погоне за собственным благополучием эти люди забыли такие понятия как интересы своего народа и сострадание к своим соотечественникам, страдающим от произвола со стороны российских военных, сотрудников всевозможных российских силовых структур и обычных уголовников.
По нашему твердому убеждению, остановить войну и насилие в Чеченской Республике можно только путем консолидации всех здоровых сил чеченского общества. Никакие «референдумы» и «выборы» не приведут к миру и спокойствию на нашей земле.
Лишь прекращение под эгидой ОБСЕ войны, начало переговоров с противоборствующей стороной в лице всенародно избранных в 1997 году Президента Аслана Масхадова и Парламента ЧРИ, которые, кстати, были признаны Россией; вовлечение в процесс полноценного политического российско-чеченского урегулирования участников Сопротивления – все это будет призвано стабилизировать обстановку в республике. Процесс политического урегулирования вооруженного конфликта – это долгий, тяжелый и мучительный процесс, который невозможно подменить ни «референдумами», ни «выборами».
Список лиц и организаций, подписавших настоящее заявление:
Имран Эжеев – Региональное отделение Общества Российско-Чеченской Дружбы;
Либкан Базаева – Общественная организация «Женское Достоинство», Совет Неправительственных организаций;
Минкаил Эжиев – Региональное отделение Общества Российско-Чеченской Дружбы;
Магомед Мусаев – Общественная организация «Зов Предков»;
Кока Хачукаева – Правозащитная организация «Боль матерей Чечни»;
Ширвани Гунаев – Международный объединенный комитет беженцев из ЧР;
Абдулла Истамулов – Международный объединенный комитет беженцев из ЧР,
Общественная организация «Лига прогрессивных сил Чеченской Республики»;
Рамзан Дидаев – Общественная организация «Лига прогрессивных сил Чеченской Республики»;
Тимур Алиев – Межрегиональная общественная организация «Институт Т. Алиева»;
Бауди Дудаев – Общественная организация «Союз вынужденных переселенцев из Чеченской Республики»;
Руслан Бадалов – Региональное общественное движение «Чеченский Комитет Национального Спасения», Национальный Олимпийский Комитет ЧР, Совет
Неправительственных Организаций;
Зарман Махаджиева – Правозащитная организация «НИЙСО»;
Мурад Нашхоев – Независимый консультативный совет;
Матэ Цихесашвили – Комитет по розыску людей, пропавших без вести;
Мадина Магомадова – Ассоциация «Матери Чечни – за мир»;
Майя Шовхалова – Общественная организация «Иберия»;
Магомед Мусаев – Союз юристов Чеченской Республики;
Тамара Калаева – Независимый чеченский информационный центр», Совет неправительственных организаций;
Яха Пайзаева – Общественное движение «Нохчийн Наной» («Матери Чечни»);
Дик Альтемиров – Ассамблея общественно – политических сил ЧРИ;
Кока Сардалова – Общественное движение «Нохчийн Наной» («Матери Чечни»);
Адлан Динаев – Общественная организация «Голос гор»;
Хусейн Алихаджиев – Общественно-политическое объединение «UMMA».
Республика Ингушетия