Чеченский учебник для начинающих
Недавно в Сиэттл прибыл чеченский автор, на встречу с которым пришла лишь горстка людей. Хасан Баиев - врач, который оставался в Чечне с начала первой чеченской войны в 1994 году, пока не был вынужден бежать в 2000 году, все время оперируя любого, кто нуждался в его помощи. Его книга «Клятва» является единственным произведением, написанным чеченцем на английском языке, на который я натолкнулся. Я прочел книгу еще до того, как он прибыл, и я должен сказать, что было трудно представить, что человек, с которым я говорил, действительно прошел через все то, что он пережил: бомбежки, пытки, опустошение.
Кто-то задал вопрос ему о его прошлом в Чечне, и он сказал, что думал, что Америка будет так или иначе спасать их. Когда он прибыл сюда, он действительно разочаровался, увидев, что большинство американцев понятия не имело, что происходит с его народом. Так что я хотел бы сказать вам несколько вещей.
Прежде всего, Чечня - не свободная страна, хотя это должно было быть так. Дважды она провозглашала независимость, и дважды эти попытки были подавлены. До русского вторжения в 1999 году Чечня провела свои собственные выборы, на которых президентом был избран Аслан Масхадов. Поскольку международное сообщество никогда официально не признавало независимость Чечни, ООН, кажется, полагает «внутренней» проблемой то, что одна страна вторглась в другую, и что за этим последовали военные преступления.
Чеченские женщины написали обращения к ЕС, прося о помощи, говоря, что они полагают, что насилие стало следствием приказа, отданного солдатам их командирами. Во время того, что русские называют «зачисткой», была совершена резня, в ходе которой за один день было убито до 80 человек. Восемьдесят мирных, невооруженных людей.
Референдум утверждал, что Чечня - часть России, но возможно дал ей больше независимости. Голосование по референдуму - предмет дебатов среди групп по защите прав человека. Многим чеченцам говорили, что если пройдет референдум, то те, кто им дорог, вернутся к ним. Конечно, этого не случилось. Так, в прошлом месяце, 5 октября, были проведены «выборы» президента Чечни. Я говорю «выборы», потому, что, черт побери, Чечня уже проголосовала за своего президента, но Россия не хочет признать Масхадова; они считают его преступником, находящимся в розыске. Нынешние выборы были фарсом в полном смысле этого слова. Каждый известный в России человек был исключен из выборов по неизвестным причинам. Все избирательные участки были окружены вооруженными солдатами, которые угрожали людям до голосования. Всем российским солдатам, размещенным в Чечне, разрешали голосовать, а тысячам чеченских беженцев голосовать не дозволялось.
Несмотря на предположительно дарованные чеченцам референдумом свободы, похоже, что оккупация продолжается в полную силу. Сельская местность все еще полна мин. Уровень насилия по всем наблюдениям столь же высок, как и до выборов, только мы больше об этом не слышим. Медицинское обслуживание и водопровод недоступны. Столица, когда-то очень современный город, представляет собой груду щебня.
Когда я спросил некоторых моих друзей, обеспокоены ли они тем, что творится в Чечне, они ответили, что они не знали того, что продолжалось там, и что они не думали, что должны сделать что-нибудь, поскольку США не вовлечены в этот конфликт. Но на самом деле США вовлечены. Наше правительство направляет деньги России, которая использует их, чтобы финансировать войну, которая является действительно нефтяной подобно американскому вторжению в Ирак. Кроме всего прочего, Буш и Путин заключили небольшую сделку: «если Вы не станете критиковать мои военные преступления, мое вторжение, я не буду критиковать ваши». После встречи Буша и Путина, прошедшей в прошлом месяце, с ее болтовней о нефти, я не думаю, что какой-нибудь образованный американец все еще может думать, что США невовлечены.
Если Вы хотите сделать кое-что для Чечни, первая вещь, которую Вы можете сделать - узнать больше для себя. Баиев образовал Международный Комитет по Детям Чечни, который собирает средства для единственной цели - отправить раненых детей Чечни в Москву, где они могут получить надлежащее медицинское обслуживание. Пожертвования можно послать по следующим реквизитам: ICCC, PO Box 38-1305, Cambridge, MA 02238. Если Вы интересуетесь выполнением любой работы в самом Сиэттле, напишите мне по адресу: qiisam@yahoo.com. Сделайте гласным тот факт, что Россия все еще не позволяет международным гуманитарным организациям работать в Чечне, а ООН не предлагает делать что-нибудь лучше.
Raven Healing,
Eat the State
http://eatthestate.org
Перевод с английского Lamro
www.lamro.tk