Наша конституция Коран

Наша конституция Коран

В Страсбурге - городе, в котором расположены Европарламент и Совет Европы - разгорается скандал. Местные мусульмане возмущены. Власти города дали им разрешение строить большую мечеть. И даже пообещали субсидировать строительство. Но при одном условии - нести в массы "умеренный ислам".

Мэр города Фабиан Келле проинформировал лидеров местной мусульманской общины: если хотите получать на строительство деньги из городского бюджета, проповеди в будущей мечети должны идти не на арабском языке, а по-французски. Кроме того, община должна помочь властям бороться с преступностью несовершеннолетних, гарантировать соблюдение прав женщин и информировать мэрию о своей позиции по самому животрепещущему для Франции вопросу: должны ли живущие здесь мусульманки носить хиджаб?

На все требования мэрии мусульманские руководители жестко ответили "нет". И добавили: они предпочтут отказаться от субсидий - это 10 процентов от 6 миллионов евро, которые будет стоить строительство, - но проигнорируют ультиматум городских властей.

"Мы не просим о благотворительности, - заявил генеральный секретарь ассоциации мусульман Абдерахим аль-Хелоуи. - Мы прекрасно можем обойтись и без помощи города". "Вопрос о языке проповеди - теологический, и политикам не должно быть до него никакого дела, - настаивает аль-Хелоуи. - А вот носить или нет хиджаб в школах - вопрос, напротив, политический. И мы его решать не можем".

Предложение помочь городу в борьбе с подростковой преступностью в общине и вовсе сочли оскорблением. "Власти, видимо, считают, что мечеть поддерживает постоянные контакты с несовершеннолетними правонарушителями. Это не так", - обиделся аль-Хелоуи.

"Мы не хотим что-то блокировать, но хотим, чтобы наши принципы уважались", - ответил вице-мэр Страсбурга Робер Гроссман. И пригрозил вообще пересмотреть решение не только о субсидировании, но и о самом строительстве большой мечети.

По закону, принятому еще в 1905 году, религия во Франции полностью отделена от государства, а финансирование строительства культовых зданий запрещено. Мечеть в Страсбурге могла оказаться исключением из этого правила по одной причине. В то время, когда этот закон принимался, Эльзас, где расположен город, был частью Германии. К Франции он перешел лишь в 1918 году, французские законы внедрялись там постепенно, и до сих пор некоторые из них работают лишь частично. Однако чаще всего местные власти стараются не конфликтовать с законодательством Франции. Так что решение о субсидировании "исламской стройки" было лишь проявлением доброй воли страсбургского муниципалитета.

Вопросы взаимоотношений государства с мусульманами решать должен Совет представителей французских мусульман, который был создан в 2003 году по инициативе министра внутренних дел страны Николя Саркози. Идея Саркози, поддержанная президентом Шираком, заключалась в создании так называемого толерантного ислама. В этой модели мусульмане должны говорить по-французски, не носить хиджаб в общественных местах, ходить в мечети, где проповедуют имамы, которые получили религиозное образование во Франции и избегают в проповедях политических тем. Главное же - они должны чувствовать себя сначала французами, а потом мусульманами. "За республиканским столом нет места фундаментализму", - объявил Саркози.

Проблема в том, что этот совет оказался собранием совсем не тех представителей, которых там ожидало увидеть правительство. На выборах в совет, которые прошли в мае этого года, 40 процентов мест получили исламские радикалы, открыто заявляющие: "Наша конституция - Коран". А Далиль Бубакер, глава парижской мечети, сторонник умеренного ислама, которого Саркози хотел видеть на посту председателя совета, и вовсе в него прошел с огромным трудом. Накануне выборов он имел неосторожность открыто спросить: "Почему, если в Кабуле бреют бороды, мы должны их отращивать в Париже?"

Сторонники Бубакера получили в совете 2 места из 50. Председателем совета стал представитель Союза исламских организаций Франции - откровенно исламистской организации, проповедующей превосходство законов шариата над светским законодательством.

Среди французских мусульман - их в стране официально 5 миллионов, то есть 7 процентов населения, - резко возросла тяга к "традиционным" исламским ценностям. Школьницы-мусульманки отсудили свое право ходить в школу в хиджабах. Мусульмане выступили с требованием предоставить женщинам, исповедующим ислам, отдельное время в бассейнах - по шариату они не могут показывать тело посторонним мужчинам.

"Особенно тревожная ситуация среди молодых мусульман, - считает эксперт по терроризму американского Института исследований зарубежной политики Майкл Рэду. - Половина из них ничем не отличается от своих ровесников, не исповедующих ислам. Но другая половина представляет собой настоящую проблему. Они отвергают все французское и видят себя не французами, а мусульманами. Их около миллиона, и они очень притягательны для радикалов, вербующих террористов".

Среди левых западных интеллектуалов получила популярность другая версия. "Французские мусульмане живут в условиях дискриминации, они часто оказываются без работы и без образования, поэтому молодые вынуждены бороться за признание своей религиозной идентичности", - говорят они.

"Многие мусульмане приезжают во Францию только для того, чтобы получать государственное пособие, бесплатные государственные квартиры, бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Но отнюдь не испытывают желания следовать французским законам", - констатирует Жан Кристоф Моник из неправительственной организации Tech Central Station. И добавляет: "В июле Саркози внес закон о контроле за иммиграцией, который предусматривает также прекращение соблюдения некоторых мусульманских традиций - многоженства, насильного выдавания девушек замуж и развода по одностороннему заявлению мужа. Остается надеяться, что в этот раз министр добьется большего успеха, чем на выборах в Совет представителей французских мусульман".

Наполеон Бонапарт ввел контроль над конфессиями

Контролировать религиозные конфессии французское правительство начало еще во времена Наполеона Бонапарта. В 1802 году он подписал с Ватиканом конкордат - соглашение, по которому католичество признавалось "привилегированной религией". Взамен он заставил папу римского согласиться на национализацию церковного имущества, а также "выбил" право государства назначать епископов и контролировать церковные службы.

Несколько лет спустя французское правительство решило взять под контроль поведение своих граждан, исповедовавших иудаизм. Причем зашло так далеко, что предложило: надо, чтобы на две свадьбы между иудеями приходилась одна свадьба "межконфессиональная" - между евреями и неевреями. Для урегулирования отношений властей и иудейской общины был создан Совет представителей французских иудейских организаций.

 

Известия