Ахмед Закаев: «Это первый шаг к суду над военными преступниками»

Ахмед Закаев: «Это первый шаг к суду над военными преступниками»

Корреспондент Чеченпресс Сайхан Умаров встретился в Лондоне с вице-премьером чеченского правительства, специальным представителем президента ЧРИ в зарубежных странах Ахмедом Закаевым и задал ему несколько вопросов.

 

-Ахмед, прежде всего, позвольте поздравить вас с успешным завершением слушаний по вашему делу в магистратском суде Лондона!

 

-Спасибо.

 

-Однако, судя по всему, Генпрокуратура РФ на этом не успокоилась и собирается подать апелляцию в Верховный суд Великобритании. Во всяком случае, такие заявления уже прозвучали из уст высокопоставленных представителей российской Генпрокуратуры. Как вы относитесь к перспективе новых судебных разбирательств?

 

-Не думаю, что российская сторона сможет добиться чего-то большего, чем в предыдущей судебной инстанции. Мои адвокаты в магистратском суде Лондона выстроили защиту по четырем направлениям: в Чечне идет не «контртеррористическая операция», а полномасштабная война; в России осуществляется преследование по национальным и политическим признакам и практикуются пытки заключенных и внесудебные расправы; так называемое «дело Закаева» сфальсифицировано на основе улик, добытых следственными злоупотреблениями; и, наконец, в России отсутствуют независимые от политического руководства суды.

 

Доказав на суде хотя бы одну из этих позиций, мои защитники могли смело рассчитывать на победу. Однако они доказали не одну, не две, а все эти четыре позиции. Что остается у Генпрокуратуры в «стратегическом резерве»? Повторить старые обвинения, уже опровергнутые защитой, привлечь старых свидетелей, чья недобросовестность также уже установлена судом? Это не имеет никакой перспективы. Если же неожиданно всплывут новые обвинения и появятся новые свидетели, то у Генпрокуратуры РФ спросят, почему они до сих пор скрывали эти обвинения и этих свидетелей, когда речь идет о «преступлениях», якобы совершенных мною еще в ходе первой российско-чеченской войны 1994-1996 годов?

 

-Не допускаете ли вы и ваши адвокаты, что Кремль попытается через негласные дипломатические каналы оказать давление Верховный суд Великобритании? Ведь Кремль особенно напирает на то, что Россия и Англия – союзницы по «антитеррористической борьбе», а раз так, то, как выразился Кадыров, вас необходимо было выдать по первому требованию Кремля, без всяких судебных формальностей.

 

-Думаю, умственный уровень Кадырова довольно точно отражает примитивное правосознание его кремлевских хозяев, воспитанных на презумпции силы и бандитского сообщничества. В Кремле прекрасно сознают, что ведут в Чечне не «контртеррористическую операцию», а бандитский погром, произвольные убийства и насилия. И искренне недоумевают, почему те на Западе, кто не брезгует одобрять эту уголовную политику, ведут себя не по «кодексу» криминальных сообщников, а пытаются соблюдать законы и юридические процедуры.

 

До этих людей с трудом доходит, что британское правосудие абсолютно не зависит от политических пристрастий и антипатий государственной власти, что английские суды за столетия демократии выработали стойкий иммунитет против любых попыток оказать на них «политически мотивированное» давление. Любой британский деятель, который посмеет посягнуть на объективность судопроизводства, станет политическим самоубийцей. Поэтому, меня очень мало волнуют страстные призывы Кремля к Англии вспомнить о «контртеррористическом союзничестве». На судебный процесс, на объективность британских судей это не окажет никакого влияния, только покажет истинное состояние российского правосознания.

 

-Вы уверены в объективности английского правосудия и, опираясь на эту уверенность, скажите, чем может закончиться новое разбирательство дела «Российская Федерация против Ахмеда Закаева»?

 

Для подачи апелляции у Генпрокуратуры РФ в запасе 20 дней с момента оглашения вердикта в магистратском суде Лондона. Если начнется новое разбирательство, то в юридическом смысле никаких неожиданностей, думаю, не будет. Здесь гораздо важнее другой момент – политический.

В различных СМИ, в том числе и на сайте вашего агентства, уже многократно высказывалась мысль о том, что в магистратском суде Лондона Россия потерпела не только юридическое, но и политическое поражение. Впервые на основе строго выверенного правового подхода было признано, что в Чечне идет вооруженный конфликт, полномасштабная война, а не «контртеррористическая операция», на чем настаивает Россия.

 

Магистратский суд Лондона в рамках своих полномочий может лишь констатировать факт войны, но не определять характер этой войны, ее политический статус. А вот Верховный суд Великобритании обладает полномочиями не только фиксировать факт войны, но и определять ее политический и правовой статус. И, как следствие, этого, определять политико-правовой статус противостоящих в войне сторон.

 

-Вы хотите сказать, что Верховный суд Великобритании может более определенно, чем это сделал судья Тимоти Уоркман, сформулировать и предать правовую обоснованность тому факту, что в Чечне идет межгосударственная война, война между ЧРИ и РФ?

 

-Совершенно верно. Верховный суд обладает в Англии такими полномочиями. Если Генпрокуратура РФ обратится в эту судебную инстанцию с апелляцией, то последствия могут иметь очень важное для нас политическое значение. Во всяком случае, мы с моими адвокатами выведем судебное разбирательство на уровень обсуждения политико-правовых основ российско-чеченских отношений.

 

-Что вы подразумеваете под названным вами уровнем обсуждения?

 

-Можно кратко перечислить факты, которые мы намереваемся поставить на разбирательство в Верховном суде Великобритании.

1. Провозглашение в 1990-м году, еще при существовании Советского Союза, чеченского государственного суверенитета проходило строго в рамках действующих на тот период конституций СССР, РСФСР, ЧИАССР и международного права, причем, союзное и российское руководства, президент Горбачев и Председатель Верховного Совета РСФСР Ельцин официально поздравили чеченцев с провозглашением ими государственного суверенитета;

2. Выборы Президента и Парламента независимого Чеченского государства прошли на демократической основе, под наблюдением многочисленных иностранных наблюдателей;

3. В 1992-м году была принята Конституция Чеченского государства, в которой закреплены политические и правовые принципы чеченского суверенитета;

4. В 1993-м году Россия в одностороннем порядке, без переговоров и других правообразующих действий, в новой российской конституции произвольно провозгласила Чеченскую республику «субъектом РФ», что не влечет для чеченского государства никаких правовых обязательств;

5. Первый за всю многовековую историю российско-чеченских отношений Договор между Россией и Чечней был заключен весной 1997-го года, после завершения войны 1994-1996 годов. В этом Договоре, скрепленном подписями президентов двух стран, четко обозначено правовое и политическое равноправие РФ и ЧРИ как независимых, суверенных государств.

 

Если эти факты будут, как мы рассчитываем, подкреплены правовым вердиктом Верховного суда Великобритании, то политические последствия для чеченского народа и государства будут, как я уже говорил, весьма значительными.

 

-Какими могут быть эти последствия?

 

-По существующей в Англии юридической процедуре, после вынесения решения в Верховном суде, существует возможность обратиться в еще одну, высшую судебную инстанцию - Палату лордов. Нет никаких сомнений, что Генпрокуратура РФ проиграет и там. А дальше мы, основываясь на весьма авторитетных в мире решениях всех правовых инстанций Великобритании, можем инициировать в ООН расследование военных преступлений, совершенных в Чечне Россией. После британского прецедента в ООН трудно будет отклонить требование о расследовании, как они уже дважды это сделали.

 

Конечно, Путинская Россия провалит это решение в Совбезе ООН, это понятно. Однако, здесь важен сам прецедент такого голосования, который будет иметь для нас громадное политическое значение. Кроме того, в России, я уверен в этом, рано или поздно к власти придут силы, заинтересованные в суде над кликой Путина за все преступления, совершенные ею как в Чечне, так и в России

 

-Остается надеяться, что Генпрокуратура все же подаст апелляцию и тем самым предаст ускорение тем процессам, о которых вы говорите. Удачи и успехов вам, Ахмед!

 

-Пожелаем успехов и стойкости всему чеченскому народу, преодолевающему все испытания на пути к независимости!

 

Чеченпресс

© Kavkazcenter.com 2020