Дети не лгут. Чеченская журналиста Зара Имаева считает, дети наиболее ярко и правдиво иллюстрируют трагедию чеченской войны. Об этой войне она рассказывает в своем документальном фильме "Недетский рассказ", показ которого начался в Японии.
Зара Имаева приехала в Японию в тот момент, когда все внимание международного сообщества было сосредоточено на событиях в Ираке, но она не теряла надежду, что ей удастся добиться понимания японской общественности той отчаянной ситуации, которая сложилась в разоренной войной Чечне.
Она объезжает страны Запада, прося предоставить гуманитарную помощь своему народу и обращаясь с призывами оказать на Россию международное давление, чтобы положить конец военному конфликту, который длится на протяжении последних четырех лет.
"Я хочу, чтобы мир все-таки по-настоящему обратил внимание на Чечню", - заявила 42-летняя Зара Имаева в недавнем интервью агентству "Киодо Цусин". "Если не будет оказано давление со стороны международных политических организаций, вплоть до применения таких форм, как экономические санкции, эта война никогда не закончится".
Имаева и ее 17-летний сын Tимур были в числе первых беженцев, покинувших Грозный, чтобы избежать кровопролития. Теперь они живут в Баку, столице Азербайджана.
По общим оценкам, около 80 тыс. чеченских беженцев все еще находятся вне Чечни, главным образом в соседней Ингушетии. Первые массовые потоки беженцев прибыли в Ингушетию во время чеченской войны 1994-1996 годов. Следующая волна беженцев имела место в 1999 году, когда возобновились военные действия между российскими федеральными войсками и отрядами чеченских сепаратистов. Многие чеченцы также выехали в Грузию и другие близлежащие страны.
"Даже если российские войска покинут Чечню, местные жители все равно будут умирать, поскольку окружающая среда полностью разрушена, - говорит Имаева. - Кроме того, в Чечне насчитывается несколько тысяч сирот, и мы остро нуждаемся в гуманитарной помощи, особенно в психологической поддержке и восстановлении системы образования для детей".
Имаева и ее сын были приглашены в Японию правозащитной организацией AIJ (Amnesty International Japan). Их поездка по Японии началась в минувшую субботу и продлится до 3 декабря. Во время поездки они посетят Токио, Осаку, Саппоро, Хиросиму, Кагосиму и другие крупные города страны.
Свой документальный фильм "Недетский рассказ" Имаева сняла в 2000 году, во время второго военного конфликта. В основе фильма лежат рассказы о том, что увидели и что пережили 14 чеченских детей - большинство из них в возрасте 10 лет, - прежде чем они оказались в Азербайджане.
"Я не понимаю, почему русские уничтожают наши дома, - говорит на камеру пятилетняя девочка. - Они говорят, будто им не нравится, что мы живем в палатках, но мы находимся здесь потому, что разрушены все дома, где мы могли бы жить".
"Все дети ненавидят войну, но мне кажется, что взрослым она очень нравится. Странно, неужели они не любят детей? - говорит другой ребенок. - Ведь война убивает людей".
Имаева подчеркивает: "Эта война не этническая; она абсурдна и бессмысленна. И страдают от нее прежде всего дети".
Характерное воздействие, которое война оказывает на сознание детей, наглядно иллюстрируют в фильме слова маленького мальчика. Когда мальчика спросили о том, что он не любит, он ответил: "Я не люблю русских детей, потому что, когда они вырастают, они убивают людей. Они нападают на нас и разрушают наши дома с самолетов. Всех русских детей надо убить".
Сначала уехали в Ингушетию супруг и сын Имаевой. Сыну тогда исполнилось 13 лет. Он не видел мать более шести месяцев. Имаева рассказала, что она, скрываясь в горном районе, не могла покинуть Чечню вместе с семьей, поскольку все дороги были блокированы российскими войсками.
"Я могу только сказать, что война - это очень страшно, - говорит Тимур. - В итоге мы вынуждены жить вдали от родины именно тогда, когда мы молоды и полны сил, чтобы учиться, работать и приносить ей пользу".
В этом месяце Тимур должен встретиться со своим сверстником, учащимся старших классов одной из средних школ города Кумамото, который познакомит его с жизнью и проблемами японской молодежи.
"Развивать обмен и дружеские контакты между японскими и чеченскими детьми очень важно, поскольку в будущем, когда эти дети вырастут, они будут по-настоящему добиваться урегулирования ситуации в Чечне", - говорит Имаева.
Комментируя недавнее избрание нового президента Чечни Ахмада Kaдырова, которого Москва назначила на пост главы администрации Чечни в 2000 году, Имаева подчеркнула: "Странно, что всю эту кампанию называют "выборами". Я думаю, что эту акцию Россия провела только для того, чтобы хорошо выглядеть в глазах Запада".
И несмотря на то что Москва называет президентские выборы в Чечне "важным шагом на пути к стабилизации положения в республике", многие эксперты, в том числе и скептически настроенные чеченцы, считают, что Кремль манипулировал этими выборами таким образом, чтобы обеспечить победу Кадырова.
"Я не думаю, что он был избран президентом при подавляющей поддержке народа", - сказала Имаева.
"Чеченцы хорошо знают русский язык, культуру и историю России. Но русские, проживающие на территории Чечни, даже не пытаются учить чеченский язык. Подобная ситуация сложилась и в других районах проживания национальных меньшинств России".
Пятилетняя девочка, одна из героинь документального фильма, говорит: "Я не люблю смотреть телевизионные новости, потому что в них говорят, что русские никого не убивают и всех любят. Все это - неправда".
"Я не боюсь смерти. Ведь я никому не сделала ничего плохого", - продолжает девочка.
The Japan Times