ФСБ заметает кровавые следы терактов 1999 года

Грани. Ру сообщают, что Татьяна и Алена Морозовы - бывшие жительницы дома по ул. Гурьянова - назвали открывшийся в Москве судебный процесс по делу о взрывах жилых домов в сентябре 1999 года «насмешкой над правосудием» и попыткой «скрыть правду и помочь истинным виновникам уйти от ответственности». 

Сестры Морозовы связывают недавний арест своего адвоката Михаила Трепашкина с его усилиями получить доступ к материалам дела о взрывах. Мать Татьяны и Алены Любовь Морозова погибла на ул. Гурьянова 9 сентября 1999 года. Алена Морозова, которая находилась в это время дома, - одна из немногих, уцелевших при взрыве.

«Все обстоятельства расследования засекречены, - заявила Татьяна Морозова. - Этим летом я приезжала в Москву, чтобы получить доступ к материалам дела в качестве потерпевшей. В этом мне было отказано. Наш адвокат Михаил Трепашкин был уполномочен озвучить наши сомнения на предстоящем суде, но неделю назад он был арестован по явно сфабрикованному обвинению. Я знаю, что наши товарищи по несчастью - уцелевшие жители дома и близкие погибших предельно запуганы и не решаются заявить о своих подозрениях о причастности ФСБ к терактам. Все это означает что предстоящий процесс - насмешка над правосудием. Его цель - скрыть правду и помочь истинным виновникам уйти от ответственности».

В пятницу слушания по делу о взрывах жилых домов были отложены по просьбе пострадавших Людмилы Дубинской и Ирины Полянской. «В ходе следствия пострадавшие не успели до конца ознакомиться с материалами дела, суд удовлетворил их ходатайства и представил им возможность это сделать», - сказал адвокат потерпевших Роман Карпинский. На уголовном деле стоит гриф «совершенно секретно».

Собственное расследование терактов 1999 года, послуживших поводом к началу второй русско-чеченской войны, ведет общественная комиссия во главе с депутатом Госдумы Сергеем Ковалевым. По ее версии взрывы были организованы спецслужбами. Эту версию подтверждают показания, которые Ачемез Гочияев дал Общественной комиссии летом 2002 года.

Комиссия Ковалева расследует также обстоятельства, так называемых, учений ФСБ в Рязани осенью 1999 года. Тогда в одном из жилых домов было обнаружено вещество, похожее на взрывчатку. Сначала официальные лица сообщили о том, что в Рязани предотвращен теракт, а затем объявили происшедшее учениями ФСБ.

Результаты экспертизы обнаруженного вещества не обнародованы до сих пор. Сергей Ковалев подал в суд на генпрокурора Владимира Устинова в связи с отказом предоставить сведения об инциденте в Рязани, однако иск был отклонен. Фильм французских документалистов «Покушение на Россию» о взрывах жилых домов должен был демонстрироваться в московском Киноцентре в начале октября в рамках фестиваля «Чечня». Однако дирекция Киноцентра в последний момент отменила показ этого и других фильмов. Организаторы фестиваля утверждают, что показы в Киноцентре были сорваны под давлением ФСБ.