Олигарх проигрывает
Методы были самыми обычными: бойцы спецподразделения в черной форме распахнули двери с криком: «Руки вверх, оружие на пол! Иначе стреляем!»
Арест в сибирском аэропорту выглядел как антитеррористическая операция, но в окруженном самолете, в его салоне класса «люкс» не было ни одного террориста. В зафрахтованном лайнере находился самый богатый россиянин, нефтяной магнат Михаил Ходорковский. Обладатель восьмимиллиардного капитала не откликнулся на вызов прокурора в связи с расследованием, ведущимся против его нефтяного концерна ЮКОС. Он летел в Сибирь на свои месторождения. И вот теперь главе четвертого в мире нефтяного концерна предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов и беспрецедентном обмане российского государства более чем на миллиард долларов.
Ходорковский оказался бы в камере, даже если бы не полетел в Сибирь. Конфронтация между Кремлем и сверхбогатым олигархом началась еще в июле. У 40-летнего Ходорковского имеются политические амбиции: он поддерживает как минимум две оппозиционные партии, вкладывает миллионы в детские дома и школы, финансирует влиятельные политические пиар-компании, издает газету, возглавляемую «антикремлевским» главным редактором.
Это мешает. 6 декабря состоятся выборы в российский парламент, несколько менеджеров ЮКОСа собираются туда баллотироваться. И хотя Ходорковский оспаривает, что собирается принимать участие в президентских выборах 2008 года, однако очевидно, что он борется за политическое влияние.
В демократическом обществе это не является преступлением. Но в условиях путинской «управляемой демократии» все иначе. В ходе «дикой приватизации» в начале девяностых годов никто из сегодняшних капитанов экономики не заработал свой капитал легальным путем. Каждого из них, как Ходорковского, можно в любой момент привлечь к суду. Борис Березовский и Владимир Гусинский, олигархи, обладавшие политическим влиянием, поняли это и уехали в эмиграцию. Михаил Ходорковский не побоялся вступить в сражение - и проиграл.
То, что этот арест сильно повредит российской экономике, Кремль не смущает. Ястребы из спецслужб, которые входят в число самых доверенных лиц президента Путина, хотят для политической власти долгосрочных гарантий. Пересмотр итогов приватизации им в общем-то не нужен - некоторые из них и без того хорошо зарабатывают. Перед властью стоит иная проблема: в России наряду с 17 миллиардерами вроде Ходорковского имеется 40 миллионов человек, которые живут ниже уровня бедности. Нужно, чтобы люди, разбогатевшие за счет общества, делали хоть что-нибудь для общества - в форме «налога на олигархов» или путем создания, например, образовательного фонда.
Однако то, что этот вопрос даже не дискутируется, показывает, что речь не идет о законности приватизации. До тех пор пока олигархи поддерживают партии, близкие к Кремлю, они могут продолжать делать деньги. Но того, у кого появляются политические амбиции, вызывает к себе прокурор. Таковы правила игры реформатора Путина.
«Saechsische Zeitung», ИноПресса
www.inopressa.ru