«Едем в Грозный?»

23 октября 2003 в 04:26
«Едем в Грозный?»

Репортаж недавно вернувшегося из Чечни Андрея Бабицкого

 

«Едем в Грозный?» - спрашиваю я своего знакомого Встретившего меня в Ингушетии. Он вызвался быть моим провожатым. «Хорошо, пусть меня убьют». – соглашается он, демонстрируя при этом особое чувство юмора, результат местных условий жизни. На самом деле, путешествовать по сегодняшней Чечне совсем не так сложно, главное, преодолев границу, оказаться внутри республики. Основное препятствие – это знаменитый блок-пост «Кавказ 1», на котором вас могут тщательно проверить, полностью перетряхнув машину и загнав в компьютер все ваши паспортные данные. Могут и не проверить, но на всякий случай без особого пропуска или внутренней прописки к «Кавказу 1» лучше не приближаться. Это препятствие легко преодолимо, дорог в объезд сколько угодно: и со стороны Ингушетии, и со стороны Дагестана. На выбор несколько вариантов: или через ингушский или дагестанский контрольно-пропускной пункт, или вообще минуя посты по бездорожью. С милицией, ингушской и дагестанской, проблем немного, размер взятки определяется милиционерами на глазок, это зависит только от того, насколько криминальными кажутся им ваши намерения. Сумма колеблется от сотни до нескольких сотен рублей. В обычные дни, когда нет никакой особой охраны по периметру административной границы, открыты дороги по сопкам, год или два назад здесь время от времени появлялись передвижные посты. Сейчас этого нет, и до самого Грозного документов никто не спросит.

 

В самой чеченской столице что-то вроде контрольно-пропускного режима действует на въездах и выездах, здесь проверки проводятся регулярно, хотя и без излишнего рвения. То ли собровцы, то ли омоновцы, законопаченные в бронежилеты, лениво просматривают документы и возвращают владельцам, редко когда удосуживаясь заглянуть внутрь машины. Блок-посты внутри города почти не действуют. Так, к примеру, сооружение из бетонных блоков у консервного завода, на въезде в поселок Калинина, кажется абсолютно безжизненным, внутри кто-то есть, но кто именно непонятно, Впрочем, никто этим особенно не интересуется. На других блок-постах как повезет, иная смена проводит проверку выборочно, а в основном военнослужащие просто тихонько дремлют, оседлав колченогие стулья, возле бетонных блоков, уложенных на дороге змейкой.

 

На тот случай, если проверка нежелательна, по всей республике единая твердая такса – червонец. Отработана технология вручения взятки. Бумажку для начала складывают, так, чтобы она уместилась в ладони, а потом, водитель, протягивая руку из машины, во время рукопожатия аккуратно передает ее проверяющему. Весь процесс занимает две-три секунды. Когда я увидел это впервые, то был восхищен этой невероятной филигранностью движений, позволяющей произвести всю процедуру фактически по ходу движения машины. Водитель лишь слегка притормаживает, но не останавливается. Позже, когда я был сторонним наблюдателем таких трогательных рукопожатий, я лишь с горечью отмечал про себя, что речь не идет о братской дружбе между народами. Но должен сказать, что несколько раз на моих глазах российские военные просто отказывались от взятки, хотя, стремившийся избежать проверки, мой водитель пытался всучить злополучную десятку на каждом блок-посту. «Не нужны нам ваши деньги».

За пределами Грозного, ближе к горам ситуация хуже, поскольку гораздо менее предсказуема. Есть КПП, славящиеся своим дурным нравом, как, например, при въезде в Аргун. Тамошний блок пост, как правило, проверяет наличие аргунской прописки и без нее может развернуть машину. В горах, в Веденском или Шатойском районах вы можете нарваться на самый тщательный досмотр с участием сотрудников ФСБ или ГРУ. Но все эти правила действуют только до того, как начинает смеркаться, с наступлением темного времени суток большинство блок-постов полностью сворачивают свою деятельность, и дороги открываются для всех желающих. Ночью в Чечне особая жизнь.

 

Либерализация, употребим это слово, контрольно-пропускного режима в Чечне есть зримая примета перехода власти от федеральных силовых структур к местным, в соответствии с давно объявленной стратегией. Ничего хорошего чеченцам эта перемена не обещает. Как только КПП попадут в руки кадыровцев - объем поборов возрастет многократно.

Радио «Свобода»
www.svoboda.org


© Kavkazcenter.com 2020