Любимый враг ФСБ

22 октября 2003 в 04:17
Любимый враг ФСБ

Бывает, человека всю жизнь преследуют неудачи. Такая судьба. Можно посочувствовать. Но случается, роль судьбы берет на себя некая государственная организация, которая будто видит цель своего существования в том, чтобы испортить жизнь человеку, избранному ею на роль врага. В жизни чеченца Абдуллы Эрзанукаева роль судьбы-злодейки играет могущественная российская спецслужба ФСБ.

 

Абдулла Эрзанукаев — человек нелегкой судьбы. Он был инженером-строителем, строил в Чечне дома, вкладывая заработанные деньги в экономику своей страны. Пришедшие в Чечню российские войска разрушили и то, что он строил, и его собственные планы. Спасая семью — жену и троих детей, в поисках политического убежища он перебрался на Запад. После многих мытарств он попросил во Франции статус политического беженца. Человек мирной профессии, он не пошел воевать с оружием в руках, рассчитывая послужить своей республике так, как он умеет это лучше всего. На Западе он успешно занялся бизнесом, и почти всю прибыль тратил на закупку гуманитарной помощи для Чечни и поддержку чеченских беженцев в Азербайджане. Он организовывал поездки в Чечню западных журналистов, обеспечивая их безопасность в трудных условиях войны с Россией.

 

За эту деятельность и невзлюбило его ФСБ России. Власти отобрали оставшийся у него в России бизнес. В Москве подвергались преследованиям его родственники. В 2000 году его жену Зарему, приехавшую в Россию навестить родных, арестовали в Москве и по вздорному обвинению продержали полгода в московской следственной тюрьме ФСБ в Лефортово. После начавшейся в прессе кампании в ее защиту, ее пришлось освободить прямо в зале суда.

 

В феврале 2001 года в австрийском журнале «Profil» появилась статья, в которой автор разоблачает «ротозеев» из пограничной полиции, пропустивших в Австрию Эрзанукаева который, якобы, разыскивается за совершение заказных убийств. Абсолютный вымысел. Эрзанукаев обвиняет журнал в клевете, подает на него в суд и выигрывает процесс. В суде выясняется, что «Profil» пользовался информацией, полученной австрийскими спецслужбами от посольства России в Австрии.

 

Наверное, радость ФСБ от сотрудничества со своими австрийскими коллегами была сильно омрачена независимостью венского суда. Но, уверенная в том, что именно Эрзанукаев финансирует отряды Басаева и вообще является воплощением мирового зла и движущей силой Чеченского сопротивления, ФСБ не оставляет своих попыток добраться до своего любимого врага.

 

Один из партнеров Эрзанукаева по бизнесу отказывается от своих обязательств и выплаты долга. Выходец из России, живущий во Франции, он объясняет Эрзанукаеву, что ФСБ расправится с его семьей, если он продолжит сотрудничество с Абдуллой. Речь идет о нескольких сотнях тысяч долларов, но Эрзанукаев не настаивает, оставляя на совести своего ненадежного партнера и долг, и его сотрудничество с ФСБ. Впрочем, позже партнер возмещает по крайне мере часть своего долга.

 

Но этим дело, разумеется, не закончилось. Спустя два года раздавленный страхом (или уже успешно сотрудничающий со спецслужбами) партнер заявляет французским властям, что Эрзанукаев принуждал его к выплате денег. Он не предъявляет никаких доказательств, но этого и не нужно: 17 сентября 2003 года больше десятка сотрудников французской финансовой полиции врываются в дом Эрзанукаева и учиняют форменный погром под видом производства обыска. Бумаги забирают пачками, упаковывают в коробки безо всякой описи. Изымают мобильные телефоны. Забирают даже несколько бутылок коньяка и виски! Ведут себя вызывающе грубо. Дети, подзабывшие ужасы Чечни и манеры российских силовиков, привыкают к новой реальности. Самого Эрзанукаева водворяют в тюрьму ФРЭН в Париже.

 

Адвокаты Эрзанукаева недоумевают — уголовное дело совершенно бесперспективное: ни доказательств, ни веских оснований для ареста. Во многих, куда более серьезных случаях, французская юстиция ведет себя менее грубо и не так пристрастно по отношению к обвиняемым. Все понимают, что за делом Эрзанукаева что-то стоит, присутствуют чьи-то не высказанные интересы. Однако «специалисты» стараются не оставлять следов и не «светиться» в публичных разбирательствах. Тем более что имеется печальный австрийский опыт.

 

Абдулла Эрзанукаев по-прежнему в тюрьме. В Чечне по-прежнему идет война. Свободолюбивая Франция крепит дружбу с демократической Россией.

Александр ПОДРАБИНЕК, «ПРИМА»
www.prima-news.ru


© Kavkazcenter.com 2020