Тревожная информация пришла из Грузии. Здесь начались аресты чеченских мухажиров (вынужденных переселенцев). Пять день официальные силовые структуры держали в секрете фамилии трех чеченцев, задержанных в ночь с 10 на 11 октября в селах Омало и Халацань Панкисского ущелья.
И только в последний момент удалось установить их личности. Это уроженец Шатоя Адам Макалов, прибыл в Грузию в августе. Имеет на руках справку о регистрации. Ваха Бугаев, - его письменное и устное заявления сделаны координатору департамента по делам беженцев сразу же по приезду еще летом. Кроме того, есть врачебная справка, что он лечился в Тбилисской больнице. Муса Исламов, документы на регистрацию находятся в департаменте по делам беженцев.
Двое из трех женаты на местных жительницах, гражданках Грузии. По неподтвержденным данным людей этих готовят к депортации.
Грузинский правозащитник Джокола Ачишвили заявил в интервью «Кавказ-Центра», что, «по сути, начался откровенный беспредел в отношении мухажиров, который, судя по всему, связан с очередной компанией по выдавливанию вынужденных переселенцев в оккупированную Чечню.
Не исключено, что эта акция согласована с Москвой». В Тбилиси прошла пресс-конференция в связи со сложившейся ситуацией.
Во второй половине дня в пятницу пришло сообщение, что арестованные пять дней назад в Панкиси Адам Макалов, Ваха Бугиев, Муса Исламов временно избежали ускоренной и засекреченной экстрадиции в Россию. Попытка эта, как выяснилось в последний момент, была предпринята в нарушения всех процессуальных требований.
По инициативе отдельных сотрудников МВД Грузии, арестованные еще в первые часы задержания были скрытно вывезены на российско-грузинскую границу, где их готовили к передаче. И только несогласованность взаимодействия силовых структур на время оттянуло процесс выдачи арестованных российской стороне.
Складывается довольно странная история с наглым нарушением норм защиты прав и интересов человека. Действия в отношении чеченцев совершаются без суда и следствия. Откровенный беспредел грузинских силовиков не выдерживает никакой критики.
По всей вероятности, процесс экстрадиции будет продолжен и арестованных ждет судьба выданных России ранее пяти чеченцев. То есть под любым предлогом российская сторона сфабрикует уголовные дела. Чеченские мухажиры считают, что это откровенная месть чеченцам за отказ покинуть Грузию.
Политическая подоплека действий грузинских силовиков, предпринимаемых в эти дни в отношении чеченцев, явно выпячивает на фоне приближающихся выборов в парламент и неудач России вокруг возвращения мухажиров из Панкиси в Чечню. Ситуация очень схожа с той, которая складывалась 7 декабря прошлого года, когда в городах Грузии были произведены массовые облавы на чеченцев. Или хуже того, потому что на этот раз идут аресты. Все это, по мнению многих местных наблюдателей, напрямую связано с попыткой склонить чеченских мухажиров к отъезду.
Грузинским силовикам ценой неимоверных усилий, используя былые связи с бывшими кунаками из Чечни, удалось отправить домой пять человек, четверо из которых из одной семьи, и тем самым растрезвонить по всему миру, что прецедент состоялся и процесс пошул. С тех пор не утихают детские радости Москвы. На самом же деле добровольный отъезд маленькой группки мухажиров происходил в строжайшем секрете и напоминало тайное бегство. Трогательных проводов со скупой мужской слезой не получилось.
По словам корреспондента ИТАР-ТАСС, уезжающих до грузино - российской границы с почетным эскортом довезли представители МВД, а там их встретили представители России. Русские в обмен не предложили никого, хотя, если судить по СМИ, совсем рядом с этим местом отдыхал и террорист номер один Игорь Георгадзе. «Дорогих» чеченцев встречали и корреспонденты РТР, которым предписано было «засветить» тайную делегацию.
Мола Махашев верит, что после выборов все будет хорошо… Рашид Чапаев: «За нами едут еще люди. Они смотрят, как мы доедем, что с нами будет».
Что с ними будет, ведает один Аллах. Потому что, пока глава-коллаборант Итумкалинского района гостил в Грузии и пока Махашевы были в пути, дома убили так называемого председателя «совета старейшин» района, да еще табличку на шею повесили: «Так будет с каждым, кто пойдет против собственного народа».
Если Рашид Чапаев не уточняет, сколько все-таки за ними едет человек, то руководитель российского МЧС Сергей Шойгу знает, что «таких желающих с каждым днем становится все больше…Процесс пошел, основная проблема заключается в том - не как вывозить, а куда привозить».
Но если некуда привозить, то зачем вообще и привозить-то!? Глупый вопрос для Шойгу. Желающих все равно становится больше, но: «Стало ощущаться влияние деструктивных сил. Это очень тонкий вопрос...» ( РИА «Новости»).
То есть их было бы еще больше, если бы члены комитета по мухажирам с топороми не стояли на выезде из ущелья?
Теперь, похоже, подсобить Москве изнутри решили грузинские силовики, оказав психологическое давление на беженцев. Это чтобы желающих было еще больше, хотя привозить их некуда.
Не успели уехать политические торгаши из кремлевской продуктовой лавки, как тут же в Грузии вспомнили, что у кого-то из оставшихся в Панкиси не было статуса беженца, кто-то еще в чем-то давно подозревался. И начались аресты.
В добавок ко всему власти демонстративно выпустили на днях грузинского солдата год назад застрелившего панкисца Рамзана Дуишвили. Именно так и объяснил "Кавказ - Центру" политическую подоплеку происходящего правозащитник Джокола Ачишвили. Видимо, кому - то важна и внутренняя дестабилизация обстановки, и эти действия вписываются в предвыборную программу, кого-то из кандидатов. Так или иначе, чеченцам явно дают знать, что они здесь лишние.
Ситуация потребовала срочной пресс-конференции правозащитных организаций. Ее организаторами совместно выступили НПО «Бывшие политзаключенные за права человека» (Нана Какабадзе) и «Кавказский центр защиты прав человека» (Джокола Ачишвили). Собрались журналисты и руководители неправительственных организаций для встречи с представителями МВД, прокуратуры и госбезопасности Грузии. Состоялся непростой диалог.
Нана Какабадзе отметила многочисленные нарушения прав чеченских мухажиров силовыми структурами, и их прорусскую направленность в их деятельности. Меры пресечения этой деструктивной и провокационной деятельности не принимаются, если даже свидетелями случившегося становятся представители СМИ.
Разговор на пресс-конференции перерос в жесткие выпады в адрес силовиков, и вопросы в большей степени касались судьбы недавно выпущенного из тюрьмы Хусейна Юсупова, которого считали пропавшим без вести, но потом обнаружили замученного пытками в грузинской тюрьме. Вопросы посыпались один за другим. Об их характере можно судить по этому диалогу.
-Где был за целый год Юсупов?
-А он сам не говорит?
-У нас не было возможности задать ему этот вопрос, потому что вы устрашили его, и он вместе с матерью бесследно исчез.
-Мы его отпустили.
-Тогда кто его взял снова?
-Этого мы не знаем.
-Знаете. Он был в ваших руках.
-Вы хотя бы скажите, в чем его обвиняли?
-В его компьютере содержались компрометирующие материалы.
-Эти материалы, если даже и допустить этого, могли иметь отношение только к Чечне. А какое до этого дело Грузии?
-(Ответа нет)
-А где его содержали в начале?
- У ГБ три здания. Я не могу сказать вам, в каком конкретно из них он был.
-Когда вы его отпускали, у ворот ждала мать, но ни она и никто другой его не видел выходящего Хусейна…
Есть еще информация, что несколько арабов и карачаевцев тоже пропали таким же образом. Где они?
-Мы их отпустили
САЦИЙТА МАРГОШВИЛИ. 28 апреля 2002 года у села Дуиси представители госбезопасности провели операцию по захвату трех арабов. На месте был застрелен и сидевший за рулем автомашины мой единственный 20-летний сын Висури Маргошвили - Кавтарашвили. Сын подрабатывал, работая таксистом. И пассажиры, и водитель были безоружными и, тем не менее, сначала на них наехали машиной, сбили, затем Висури застрелили прямо в сердце, и, связав руки, бросили в реку. Арабов увезли живыми. С тех пор бесследно пропали и эти люди.
Все, что происходит в Панкиси, оно происходит только с ведома и участия ГБ. Похищения людей, убийства - это все происходит только по вашей вине. Я требую и добиваюсь расследования целый год, но никто мне не помогает. Я хочу знать, по какой причине вы убили моего сына?
-Это для нас закрытая информация. Мы не располагаем обстоятельствами случившегося.
Констатацией фактов без всяких объяснений со стороны властей встреча и завершилась. Вряд ли она внесет ясность в эти запутанные дела. И тем не менее, люди донесли свое возмущение действиями грузинских властей. Остается надеяться, что этому беспределу , хотя бы в будущем, будет положен конец. Как сказала в интервью «Кавказ-Центру» Нана Какабадзе:
«Целью встречи было узнать позицию по тем вопросам, которые здесь прозвучали. Аргументов никаких мы не услышали. Нас попросили по всем этим вопросам написать заявления. Надо попытаться, и мы подадим эти заявления. Договорились так, что все наши претензии они доложат своему начальству и потом состоится повторный, более детальный разговор».
Дата Туташхиа, Тбилиси.