Российские правозащитники требуют от правительства ФРГ оказывать давление на Москву из-за политики в Чечне.
Как заявил 12 октября представитель правозащитной и просветительской организации «Мемориал» Александр Черкасов, руководству России необходимо каждый день напоминать о том, что кровавая война на Кавказе не закончена. При этом Черкасов подчеркнул, что это задача не только для федерального канцлера Герхарда Шрёдера (Gerhard Schröder) и министра иностранных дел ФРГ, но и для крупного германского бизнеса.
Нельзя, чтобы и сегодня, когда на словах Запад требует от России соблюдения демократических норм, на деле большая политика и крупный бизнес ещё более наплевательски относятся к правам человека в сегодняшней России, чем это было во времена Брежнева. Немецкие концерны должны сознавать свою ответственность не только за то, как они снабжают российским газом или нефтью своих потребителей, но и за то, чтобы в стране, из которой они получают сырьё, восторжествовали те же условия демократии и открытости, которыми может похвастаться сама Федеративная Республика Германии, заявил правозащитник 12 октября в интервью "Немецкой волне".
«Только пожалуйста, не говорите о Чечне!..»
Лауреат премии «Международной амнистии» 2003 года Светлана Ганнушкина с похвалой отозвалась об организаторах Франкфуртской книжной ярмарки, которые воспротивились попыткам нажима со стороны некоторых представителей российской делегации, пытавшихся добиться удаления со стендов ряда немецких издательств книг, рассказывающих о политике Кремля на Кавказе вообще и о войне в Чечне в частности. Светлана Ганнушкина заявила 12 октября в интервью «Немецкой волне»:
«Мы все стоим перед угрозой сговора правящих элит. Складывается международная аристократия, которая смотрит сверху вниз уже не на отдельных людей, а на целые народы. Когда Путин переводит свои разговоры с Бушем, он говорит «ты». Ранчо, санки, развлечения и - лёгкость прощения друг другу всего того, что делается под знаком борьбы с международным терроризмом. Основная опасность в том, что риторика борьбы с терроризмом - это легитимация отступления темы прав человека на второй план. Более того, на смену правозащитной идеологии приходит легитимация идеологии групповой ответственности. Чеченцы, гибнущие под бомбами или в фильтрационных лагерях, «сами виноваты» в том, что России приходится сражаться с чеченскими сепаратистами и террористами».
Моральное поражение Запада
Терроризм - это, прежде всего, идеология, заявляет Ганнушкина, и поэтому победить его можно, лишь пользуясь инструментами другой идеологии. Действуя нынешними методами, не опирающимися на демократические правовые инструменты, не провозглашая приоритета прав человека, прав личности, соответствующие правительства, по существу, задним числом объявляют легитимными и взрывы 11 сентября: террористы ведь тоже действовали в рамках своей идеологии групповой ответственности Запада, считает Ганнушкина. Готовность принять вполне террористическую логику российских властей в отношении чеченцев Ганнушкина считает моральным поражением Запада.
В рамках ярмарки прошло несколько мероприятий, посвящённых российской политике на Северном Кавказе и приуроченных к выходу нескольких книг на эту тему. Издателям и организаторам ярмарки удалось не поддаться на иногда весьма рафинированный нажим, в том числе и со стороны местных лоббистов. За последние годы, ввиду установления особо дружественных личных отношений между канцлером ФРГ Герхардом Шрёдером и президентом России Владимиром Путиным, правозащитная проблематика в отношениях между двумя странами отошла на задний план, уступив место перспективам экономического и политического сотрудничества.