Плачущему ребенку уставшие родители суют в рот пустышку в уверенности, что он примет ее за материнскую грудь и успокоится. Этот нехитрый обман работает веками. Воспитанные на простых примерах кремлевские руководители предлагают западному общественному мнению свою фирменную пустышку «Кадыров» с хорошо заметной на упаковке надписью «Сделано в России».
Будет большим преувеличением сказать, что западные демократии вопят от негодования по поводу войны в Чечне. Гордящиеся своими традициями демократии и толерантности, правительства западных стран весьма равнодушно взирают на истребление чеченского народа российской армией. Но общественное мнение в этих странах не управляется с такой легкостью, как у нас, а симптомы его пробуждения налицо. В этом и вся причина таких бездарных кампаний, как референдум и президентские выборы в Чечне. «Смотрите, — скажет Кремль, — чеченский народ принял новую конституцию и выбрал себе президента». И ему будут вторить наши общественные деятели, лидеры управляемых партий, придворные правозащитники и прочие кремлевские прихвостни. Большинству же людей будет недосуг разбираться в законности выборов, в процедурных вопросах; тем более что какие выборы проходят без споров или даже скандалов?
Кто сможет доказать, что набранные Кадыровым 80 с лишним процентов голосов при 80-процентной явке избирателей — это явная липа и абсолютный вздор? Никто не докажет, для того и выборы проводились под дулами автоматов и присмотром послушной юстиции и карманных избирательных комиссий.
Десятилетиями социалистической тоски веет от этого фарса. 99% явки, 98% — «за» — как все это еще не забыто и вот снова стучится в нашу жизнь. Да уже не стучится даже, уже вошло. А кто лет тридцать тому назад мог доказать, что тогдашние советские выборы это блеф?
У сегодняшней кремлевской пустышки будет короткая жизнь. Она глупа, бездарна и лжива как советская пропаганда. Удержаться эта ложь может только опершись на насилие — политические репрессии, закрытые суды, гулаговскую беспощадность. В Чечне всего этого уже в избытке и, пожалуй, похлеще, чем в советские времена. Стало быть, очередь за Россией. Либо Кремль вернет страну в социализм, либо его пропагандистская затея лопнет как мыльный пузырь.
А пока — что у Кремля на уме, то у Кадырова на языке. Он, конечно, постарается железной рукой навести в Чечне диктаторские порядки, но пока там есть вооруженное сопротивление, сделать ему это будет непросто.
Как мечталось, наверное, Путину, Кадырову и всей их компании, что моджахеды попробуют сорвать выборы. Это стало бы признанием того, что Сопротивление относится к выборам серьезно. Разумеется, этого не случилось. Сопротивление не разменивается по мелочам и не принимает кремлевскую игру всерьез. Фарс с выборами игрался одной стороной, что лишний раз продемонстрировало дешевизну замысла и убогость постановки.
Что увидит за этими выборами Запад? Примет ли он кремлевскую игру, как некогда принимал инспирированное Москвой движение за мир, за всеобщее разоружение и другие пропагандистские кампании? Или, почуяв постепенное возрождение Империи Зла, отгородится от кремлевской лжи если не из брезгливости, то хотя бы из страха за собственную безопасность?