Французский философ Андре Глюксман в интервью изданию Wall Street Journal сказал, что он думает о, так называемых выборах, инсценированных Кремлем в Чечне следующее: «Бывают смерти, вес которых не больше перышка. Есть целые народы, которые ничего не стоят. У них имеется всего одно право - право исчезнуть с лица земли.
Они не занимают наших мыслей, и их не показывают на наших телеэкранах даже перед тем, как танки, бомбы, рейды и инженерные мины покончат с ними навсегда. Чеченцы живут в абсолютном одиночестве, отданные на милость российской армии, которая их убивает с особой жестокостью.
И никто - ни Организация Объединенных Наций (ООН), ни мировая общественность и даже никакая из демократий, которые так гордятся своими принципами, - не кричит о том, что совершается хладнокровное убийство нации! ...
Чеченская нация насчитывает едва миллион человек, из них от 100000 до 200000 погибли от рук российской армии, которая впервые вторглась на территорию Чеченской республики в 1994 году, чтобы несколькими годами позже с позором уйти оттуда. В 2000 году российский президент Владимир Путин снова направил туда войска и сравнял с землей чеченскую столицу Грозный, превратив родную землю чеченцев в кромешный ад.
Те немногие путешественники, которые рискуют навлечь на себя гнев властей (а я был в их числе), являются свидетелями того, что год 2003-й стал худшим из худших. В воскресенье на этой разоренной территории пройдут режиссированные Москвой президентские выборы.
Никто, даже Кремль, не считает их легитимными. Кремлевский кандидат Ахмад Кадыров, нынешний глава пророссийской администрации Чечни, не пользуется популярностью (его поддерживают 13% опрошенных). Все реальные конкуренты Кадырова сняли свои кандидатуры как результат подкупа или угрозы смертью или же были отстранены от участия в выборах.
Что касается простых людей, которых толкают к избирательным урнам дулами автоматов Калашникова, они знают, что значение имеют не избирательные бюллетени, а скорее те вооруженные люди, которые изобрели эти выборы (в списках избирателей числятся 200 000 чеченских «мертвых душ») и которые будут осуществлять подсчет голосов. Подобный фарс никого не обманет - ни чеченцев, ни русских, ни европейцев».