Представители шести российских правозащитных организаций сделали в пятницу совместное заявление о серьезном ухудшении ситуации с правами человека в России.
Как сказал Лев Пономарев, глава общероссийского общественного движения «За права человека», заявление стало импровизированным ответом на выступления президента Путина в США.
Пономарев особо отметил слова президента России о том, что «свободы прессы в России не было 100 лет, потом в 1991 году она появилась, но тут же превратилась во вседозволенность».
«То есть все, что мы считаем достижением, началом демократического процесса, президент считает началом вседозволенности», - сказал Лев Пономарев.
Президент на экспорт?
Правозащитники говорят, что есть два президента - один для Запада, а другой для России, и хотят вступить в заочную полемику с находящимся за океаном главой государства.
Представители шести организаций, подписавших совместное заявление, - говорили о репрессивных действиях правоохранительных органов, продолжающейся войне в Чечне, настойчивому преследованию Бориса Березовского и Владимира Гусинского, а также нарастающем давлении на средства массовой информации и на большой бизнес.
Правозащитники указывают, в частности, на то, что атака на компанию ЮКОС может означать начало нового передела собственности в стране, а также стать для местных властей в России сигналом к тому, что им все дозволено.
Правозащитники не скрывают очевидной связи между своим заявлением и опубликованным в западной прессе в начале этой недели открытым письмом к президенту Бушу.
Оплаченная Борисом Березовским публикация, в которой Джорджу Бушу задаются 7 вопросов о его друге президенте Путине, также привлекает внимание к нарушениям прав человека в России. Российские правозащитники отмечают, что опубликовать это письмо в России не удалось - даже на правах рекламы.
И так как со стороны властей не было ни ответа на письмо Бориса Березовского, ни дискуссии по обращению с 9 вопросами по ситуации в Чечне, опубликованной в «Новой газете» несколько недель назад, правозащитники вынуждены апеллировать к американской администрации.
«Ястребы» и «голуби»
По словам Юрия Самодурова, директора музея и общественного центра имени Андрея Сахарова, правозащитники обратились с просьбой донести до президента США девять вопросов, напечатанных в «Новой газете», к американскому послу в России.
В ответ на раздающиеся предложения к правозащитникам полностью отказаться от сотрудничества с властями и фактически противопоставить себя Кремлю, как это было в 60-х и 70-х годах, Андрей Бабушкин из общественного благотворительного комитета «За гражданские права» признает существование в своей среде как «ястребов», так и «голубей».
«Одни стоят на более жестких позициях и говорят власти: «Прекратите грубые и бесчеловечные нарушения прав человека - и тогда мы с вами будем сотрудничать», - а другие готовы и сейчас сотрудничать, чтобы хоть где-то улучшить ситуацию. Все это - элемент политики правозащитного сообщества в отношении власти, и мне представляется, что в таком виде эта политика достаточно эффективна», - говорит Андрей Бабушкин.
Однако в то же время был отмечен и ряд положительных моментов от участия правозащитников в выработке и принятии важных государственных законов.
Так, в пример приводится принятый Государственной думой в первом чтении закон об общественном надзоре за местами тюремного заключения, закон о снижении численности тюремного населения и внесенные изменения в закон о гражданстве.